Когда неуважительно относятся к принципу Всеобщего уважения прав человека

politprava

Прошедший ноябрь 2020 года был отмечен внесением в Государственную Думу РФ целой серии законопроектов. Многие из этих инициатив связаны с законом об «иностранных агентах» и направлены на поощрение практик ограничений деятельности некоммерческих организаций и социальную стигматизацию гражданских активистов. Но, по-видимому, и не только это. Череда репрессивных законопроектов меняет «характер» государственной политики.


8 декабря в первом чтении был одобрен законопроект № 1057914-72, который вводит понятие «физическое лицо – иностранный агент». Ими могут быть граждане, которые занимаются широко трактуемой «политической деятельностью» и получают из иностранных источников поддержку в виде денежных средств, имущества или организационно-методической помощи. Отныне они будут обязаны зарегистрироваться и регулярно отчитываться перед Министерством юстиции о своих проектах и программах, а также о получении и расходовании средств, полученных из-за рубежа. Кроме того, физические лица – «иностранные агенты» должны будут упоминать свой статус в любой публикации и любом «политическом» заявлении, а средства массовой информации маркировать таких граждан соответствующим образом. В случае неисполнения всех нарушителей ждут значительные штрафы.
Другой законопроект (№ 1052523-7) предписывает НКО – «иностранным агентам» заранее согласовывать с Министерством юстиции свои мероприятия и программы, а последнее получает право запретить их проведение. В случае несоблюдения запрета организация может быть ликвидирована. На таких же основаниях могут быть ликвидированы российские филиалы иностранных организаций. Законопроект также расширяет понятие иностранных источников финансирования, запрещает регистрацию структурных подразделений иностранных НПО в жилых помещениях и вводит дополнительные причины для внеплановых проверок.
Еще два законопроекта – № 1057230-75 и № 1057895-76 – направлены на усиление контроля над мероприятиями и просветительской деятельностью организаций, не подпадающей под понятие образовательной деятельности. Изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации» наделяют власти правом регулирования «просветительской деятельности», под которой – так же, как под «политической деятельностью» – может пониматься все, что угодно: любая передача знаний, навыков и опыта. Авторы законопроекта также предлагают запретить распространение «недостоверных сведений» об исторических событиях, культурных и религиозных традициях народов России. Что подразумевается под «недостоверными сведениями», не уточняется.

Поправки к закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» потребуют от организаторов публичных мероприятий уведомления органов власти не только о месте, времени, цели и формате, но и о расчетном счете, на который собираются средства для проведения акции. Жертвователи – граждане и организации – будут обязаны указывать при переводе все свои реквизиты, гражданство и адрес. Кроме того, власти могут перенести время, место и дату проведения публичного мероприятия под предлогом террористической угрозы.

Закон об «иностранных агентах» был принят в 2012 году. И тогда, и сегодня закон вызывает сомнения в обоснованности введения дополнительных обременений для правозащитных организаций. Действия, связанные с защитой прав человека на зарубежные средства отныне были включены в перечень занятий политической деятельностью. Они вроде бы и не содержат вины, но, по мнению авторов закона — предосудительны, ибо оплачиваются из источников нероссийских, поэтому заказных, что-де противоречит национальным интересам.

Но права человека существуют для всех людей. Они основаны на принципе Всеобщего уважения прав и свобод человека, что означает, в том числе, и обязанность государства следовать положениям о правах человека, так как они сформулированы в международных документах, и принять меры необходимые для их обеспечения. Это крайне важно для понимания причин нарастающего конфликта. Необходимо также принять во внимание, что принцип невмешательства в дела государства не действует, когда речь идет о правах свободах человека. Между прочим, сказанное не является измышлением, принцип Всеобщего уважения прав человека закреплен не менее чем в десяти международных договорах и в Уставе ООН.

Однако, никакие возражения в расчет приняты не были. За восемь лет большое количество российских НКО, занимающихся правами человека и социальными проблемами в разных регионах России, были вынуждены закрыться. Безусловно, это привело к прекращению помощи людям, пострадавшим от нарушения прав, и снижению уровня гарантий прав человека, особенно в части политических прав.

Новая волна наступлений на гражданское общество, по сути, была предопределена. Законопроекты камня на камне не оставляют теперь уж не только от независимости НКО, но и во многом ставят крест на гражданской протестной активности. Они возводят в норму многочисленные административные барьеры из заведомо невыполнимых условий. К этому следует добавить правовую неопределенность немалой части статей законопроектов. И то и другое не просто создают более жесткий порядок регулирования, речь должна идти о ломке существующих сегодня стандартов реализации прав, а значит — фактически о запрете прав, определяющих основы демократических процессов. Таких, как право на объединения (ассоциации), право на проведения мирных собраний, митингов, свободы выражения мнения. Другими словами, гражданский сектор вычищается от скверны инаковости, остаются только СОНКО.

Принятие законопроектов в том виде, в котором они сегодня представлены в Государственной Думе РФ, по нашему мнению, является ревизией международных обязательств России, отказом от установленных международными органами и ЕСПЧ стандартов прав и свобод человека.
К чему все это может привести? Вероятно, следует ожидать усиление противостояния и международной изоляции страны. Вряд ли можно ожидать от такой внешнеполитической реакции чего-то позитивного. Внутри страны устранение такого социального амортизатора социальной конфликтности, как права человека, повлечет демонтаж политического плюрализма, увеличит репрессивность государства и напряженность в обществе. Не думаю, чтобы это могло бы быть сопряжено с выгодами для российского гражданина. Это мы уже проходили.

Сергей Исаев