О наших суровых начальниках

DSC09621

Вот чем богата Русь-матушка, так это начальниками. Хлебом не корми людей, дай только над кем-то покомандовать, выдать ценные указания и строго спросить за их выполнение.

Недавно на Общественную наблюдательную комиссию по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Пермского края (ОНК) обрушился гнев прокуратуры Ленинского района Перми. Прокуроры вынесли представление в связи с тем, что ОНК не ответила в срок на письма некоего осуждённого Орешкова. Прокуроры пишут о «недобросовестном отношении сотрудников ОНК к своим должностным обязанностям» и грозно требуют от председателя комиссии привлечь этих сотрудников к дисциплинарной ответственности. И конечно же отчитаться об этом в прокуратуру.

Вот ведь как интересно! Ни одна региональная силовая структура — кроме нашего постоянного партнёра ГУФСИН по Пермскому краю, помогающего, например, с перемещением между колониями — за 10 лет работы ОНК не перечислила ей ни копейки и не ударила палец о палец, чтобы как-то помочь общественному контролю закрытых учреждений. Но контролировать и распекать — это пожалуйста!

Что ж, сообщаем специально для прокурорских: вы в своём стремлении командовать попали пальцем в небо. Если вы вдруг внимательно прочтёте федеральный закон 76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», то откроете для себя, что ОНК не являются юридическими лицами. И следовательно никаких сотрудников в ОНК нет в принципе. И постоянного источника финансирования нет тоже. Есть в ОНК только члены, общественные активисты, которые осуществляют свою деятельность на общественных началах.

И, разумеется, ни вышеупомянутым законом, ни регламентом ОНК председатель комиссии не наделён правом привлекать членов ОНК к какой-либо дисциплинарной ответственности. И, соответственно, не может издавать по этим вопросам приказы и распоряжения, которые сейчас требует предоставить прокуратура. Другие здесь совершенно отношения: если набирается команда членов ОНК (по закону не меньше двух), которые способны оторваться на несколько дней от работы и семьи и поехать трястись по ужасным просёлочным дорогам где-нибудь между Красным Берегом и Уролкой, а потом ходить по жилым и рабочим зонам и мрачным камерам, чтобы общаться с заключёнными и следить за их условиями жизни, то для такой команды решается транспортная проблема, и люди отправляются в свой нелёгкий путь. И если, например, характер письма из мест заключения таков, что надо ехать разбираться на месте, то решение вопроса откладывается до такой поездки. А для письменного ответа часто нет даже средств на почтовые расходы.

А прокуратура в своём представлении трясёт законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и кричит о нарушении его требований. Маленькая проблемка: в этом законе речь идёт об обращениях граждан к государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицами. Но члены комиссии к ним не относятся, и действие этого закона на ОНК и её членов не распространяется! ОНК же руководствуется в этом вопросе регламентом, утверждённом на первом заседании ОНК Пермского края нынешнего 4-го созыва согласно всё тому же закону № 76. Регламент этот гласит, что наблюдательная комиссия вправе рассматривать жалобы и обращения. И что члены ОНК могут рассматривать жалобы и заявления, направлять запросы и представлять ответы от своего имени. То есть рассмотрение обращений граждан и направление ответа на них является исключительно правом, а не обязанностью ОНК и её членов. Говоря человеческим языком, ОНК реагирует на обращения по мере возможности, в условиях отсутствия финансирования и острого дефицита рабочего времени, а это в данном случае личное время членов, как правило, оторванное от семьи. А прокуратура не видит разницы между госорганами, которые содержатся на налоги граждан и поэтому имеют и возможность, и обязанность отвечать на обращения и ОНК, задача которая состоит в том, чтобы со стороны общества на общественных началах работу этих органов контролировать.
В этих условиях председателю ОНК Георгию Ситникову не оставалось ничего, кроме как обжаловать это странное представление в Ленинский районный суд Перми и потребовать признать его незаконным. Что он и сделал на днях. И обильно процитировать при этом законодательство — пусть автор «представления», заместитель районного прокурора Дмитрий Свергузов, почитает законы хотя бы в тексте искового заявления, раз раньше руки не дошли. Оно понятно, работа хлопотная, не до серьёзного анализа специального законодательства об общественном контроле. Но всё таки хоть иногда-то стоит, бывает и полезное что узнаешь. А то приходится сейчас для прояснения прокурорами норм закона перегружать судебные инстанции, и так сильно загруженные.
Заседание по рассмотрению иска назначено на 26 ноября.

Роман ЮШКОВ

Просмотров: 123