Почему публичные слушания в Перми стали яблоком раздора (окончание)

1

Пермские экологи не остались в стороне. Они приняли участие в публичных слушаниях по крисановскому проекту и направили в городскую администрацию своё аргументированное мнение. Ответ удивил, признаются экоактивисты. Если коротко: отфутболили! Логика железная: не живёте в зоне проекта – ваше мнение никого не волнует. Даже известной защитнице малых рек Перми Надежде Баглей дали отказ, не посмотрели на заслуги. Зато жителям домов, которым «посчастливилось» оказаться в зоне проекта, из администрации города пришёл обнадёживающий ответ: «Ваши предложения и замечания будут учтены». Смотреть на публичные слушания сквозь розовые очки довелось недолго.

11 декабря на сайте администрации Перми появилось Заключение о результатах публичных слушаний. Ни одно предложение и замечание жителей не учтено! А толковых обращений было немало: от владельцев земельных участков, теряющих свою собственность, от бизнесменов, теряющих раскрученную торговую точку, от массы жильцов, теряющих детские площадки, парковки и защитные зелёные зоны, которых остро не хватает… У пермских чиновников на всё один ответ — «нецелесообразно учитывать замечания». И очень удобно оказалось прикрываться, как щитом, городским Генпланом, который сами же власти меняют когда захотят.

Люди были ошарашены. «Хотя бы для приличия приняли одно замечание… Демонстративное презрение к мнению населения… Зачем тогда проводили публичные слушания?» — закипают гневом соцсети.

А разве компромисс возможен?

По мнению жителей, да. Они предлагали властям пути выхода из конфликта. Так, в районе остановки Блюхера шоссе можно расширить до офисных зданий по нечётной стороне. Тогда и парк удастся сохранить. Через дорогу от него, на месте бывшего автотранспортного предприятия, в длинной двухэтажке обосновались Россети. Им ни к чему большая территория с гаражами, которая теперь пустует. Избыток места и в гигантской пустыне перед гипермаркетом «Карусель». Есть куда потеснить офисный центр «Волна», рядом с закрытой «Бирюсой». Зачем при таких резервах расширять дорогу именно к жилым кварталам? «Это какое-то вредительство!» — возмущаются жители от мала до велика.

В домах на Крисанова тоже не понимают, зачем переносить трамвайную ветку с улицы Крылова, кому она там мешает. Что касается дороги до улицы Пушкина, то она, безусловно, нужна. Но строить надо обычную дорогу на две полосы, а не замахиваться на автостраду с эстакадой в тесном микрорайоне! «Тогда будет польза для города и не такая травмирующая ситуация для нас», — считают жители Данилихи.

О возможности компромисса, альтернативности имеющихся решений говорит и тот факт, что существует как минимум четыре проекта реконструкции улицы Крисанова. Об этом два года назад сообщали местные газеты: «Администрация Перми объявила открытый конкурс на разработку проекта по строительству автодороги по улице Крисанова от шоссе Космонавтов до улицы Пушкина. Подрядчик должен предоставить не менее четырех проектных предложений, из которых потом выберут наиболее оптимальный». (Один к четырём. Проект по продлению улицы Крисанова подготовят в 2020 году — https://www.business-class.su/news/2019/01/10/odin-k-chetyrem-proekt-po-prodleniyu-ulicy-krisanova-podgotovyat-v-2020-godu)

На эти проекты город потратил миллионы бюджетных средств. «По каким соображениям из нескольких вариантов реконструкции был выбран такой помпезный и бесчеловечный проект?» — задают пермяки вопрос Алексею Дёмкину, временно исполняющему полномочия главы города.

Фото с сайта администрации Перми

Фото с сайта администрации Перми

После выхода Заключения о результатах публичных слушаний — слово за главой города. Сегодня от него зависит судьба крисановского проекта: утверждение или отправка на доработку. Кстати, Алексей Дёмкин долгое время был депутатом микрорайона Данилиха, вёл приём в местной школе, за него голосовали многие данилихинцы. Они верят, что бывший депутат, став градоначальником, отплатит им добром по старой памяти и не станет утверждать «бесчеловечный» проект.

В минувшие выходные стало известно, что протестующие в Данилихе собирают подписи под обращением к главе Перми. Жители микрорайона просят Дёмкина: «Ради мира и согласия в обществе верните проект на доработку! Он не должен быть принят в таком виде, без учёта мнения живущих здесь людей. Не надо идти по нашим головам!»

В группе ВК «Данилиха Активная» рассматривают пессимистичный сценарий: «Если глава города несмотря ни на что утвердит проект, это будет чёткий сигнал, что властям города и края в погоне за федеральными «дорожными» миллиардами безразлично наше благополучие и благополучие наших детей».

Остановить экологическое преступление

Многие пермяки горячо поддерживают протестный микрорайон. Ниже комментарии из группы ВК «Мой город — Пермь!» от 17 декабря.

Константин Каменский:
- Конечно! В густозаселённом районе не хватает двух многополосных трасс!
И на всех полосах этих трасс — будут пробки!
При расширении улиц — пробки не рассасываются, а растут в ширину!
И вот на Чкалова-Старцева — каждый день, в час пик — пробки на всю ширину! И там так же будет! А ещё эти дороги — не перейдёшь, они разрежут тот район на 4 не сообщающиеся части! Местные жители будут рады: будут сидеть за грязными шумозащитными экранами, и дышать пылью и сажей.
Ну нельзя в населёнке строить такие трассы — ну можно же было уже это понять!
Эта стройка ради стройки!
Это вредительство!
Нужна петиция и активные действия местного населения — иначе просто конец всему!

Денис Наумов:
- Я бы на месте жильцов подал иск, так как потенциально строительство этой штуки сильно повлияет на стоимость недвижимости, в худшую сторону.

Жильцы действуют, не дожидаясь когда под их окнами загудят бульдозеры. После официальной публикации результатов публичных слушаний они обратились в краевую прокуратуру с требованием отменить эти результаты, посчитав их «плевком в лицо жителям».

- О наше мнение просто вытерли ноги. И это демократия, которую как бы несут публичные слушания?! — возмущены горожане.

Под обращением в прокуратуру стоит 54 подписи. В адресах заявителей — улицы Крисанова, Крылова, Полевая, шоссе Космонавтов. Люди просят остановить экологическое преступление, которое готовит местная власть, и втайне надеются, что новый прокурор края не окажется бесхребетным. Ответ прокуратуры ожидается в конце января.

Как впихнуть невпихуемое

Городские чиновники со своей стороны пошли в наступление. Они вбросили в пермское медиапространство красивые картинки новой развязки на шоссе Космонавтов. Цель этих действий очевидна — успокоить общественность, показать, какое счастье несёт пермякам спорный проект.

На сайте администрации Перми эти компьютерные виды назвали визуализацией и фантастикой. Картинки на первый взгляд впечатляют. Но присмотревшись, пермяки обнаружили, что компьютерщики намудрили с масштабами и вся эта красота — «голимая фантастика». В реальности на шоссе Космонавтов не существует столько места в ширину.

foto3 foto4
«Ерунда полная! Ещё и деревья хватило наглости нарисовать, — раскритиковали горожане виртуальный мир администрации. — Дорога будет проходить ровно под балконами всех домов».

Прокол с масштабами вызвал обратную реакцию, картинки стали раздражать общественность. Властям немедленно припомнили и новый зоопарк, и аквапарк, и галерею, и все другие несбывшиеся проекты. https://59.ru/text/transport/2020/12/17/69636116/comments/

А тут ещё в информационной войне чиновникам внезапно прилетело от бывшего союзника. Обласканный прежним мэром Самойловым, российский блогер-урбанист Илья Варламов размазал по стенке пермский мега-проект — гордость отцов города, не найдя для него приличных слов.

«Пермь очень не любит пешеходов», — заявил блогер и прибавил, что «городские чиновники застряли где-то в середине прошлого века, поскольку для них по-прежнему идеальный город – это эстакады под окнами и восьмиполосные шоссе».

"Только эстакады и не хватает для окончательного ада на этом перекрёстке!" - написал Варламов в своём популярном блоге.

«Только эстакады и не хватает для окончательного ада на этом перекрёстке!» — написал Варламов в своём популярном блоге.

Этот взгляд со стороны пермские власти приняли болезненно, судя по организованной атаке на Варламова в местных пабликах. Все нападки на кудрявого вольнодумца сводились к одному — «да кто ты такой!» Есть ощущение, что его больше не пригласят в Пермь погулять в компании с мэром.

Город для машин

В соцсетях пишут, что строительство магистрали в центре Перми приведёт к скачку травматизма. Мол, нельзя превращать город в автотрек, это градостроительное преступление. Временно исполняющий полномочия главы города Алексей Дёмкин, напротив, полон оптимизма. «Все преобразования не только повышают связность между районами, но и решают важную задачу снижения аварийности и травматизма на дорогах, — отметил он в своём инстаграме. — Я считаю, что городская администрация на верном пути».

Городской победитель в номинации «Общественная жизнь» премии «Человек года-2020″, эколог Надежда Баглей рассуждает по поводу проекта продления улицы Крисанова:
- Связность в городе это хорошо. А вот перекос в сторону автомобилей — это очень плохо. Это центр города, тут нужна в первую очередь комфортная пешеходная связность, а об этом — ни слова. Необходима надёжная защита пешехода и жителей от шума и автомобильных загрязнений. А на публичных слушаниях все эти вопросы оставили под секретом, проект не показали. Это наводит на грустные мысли, что так же, как и на улице Революции, проектировщики сделают акцент на автомобилизации и отбросят тему комфортного города на десятилетия назад. Можно сказать, что Пермь идёт в противоположную сторону от всего цивилизованного мира и топчется на давно известных граблях :(

Горожане настаивают, чтобы проект реконструкции Крисанова-Космонавтов был наконец обнародован и прошёл открытую для всех желающих общественную экспертизу. Вот тогда можно говорить о благе проекта для города. «Чтобы осчастливить пермяков, надо сперва спросить их мнение. Вы с этим согласны, Алексей Николаевич?» — обращаются жители в открытом письме к мэру.

На кону — миллиарды

Настораживает стремление чиновников поскорей узаконить на слушаниях отъём земли в трёх центральных районах Перми. Изъятие проводится втёмную, когда никто не видел сам проект строительства дороги. О проекте мало что известно, но и то, что открыто, выглядит сомнительно.

Гигантское расширение шоссе Коссмонавтов в районе остановки Блюхера у многих вызвало оторопь: «Куда столько?!». По инсайдерским каналам до жителей дошла информация, что восемь полос трассы в гуще жилого квартала запланировано с единственной целью — получить побольше миллиардов по федеральной программе дорог. Этот слух косвенно подтвердили свежие записи в инстаграме врип главы Перми Алексея Дёмкина: «Продолжим участвовать в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», начнутся и новые реконструкции».

Цена проекта реконструкции улицы Крисанова уже сейчас, на старте, около 7,5 миллиардов рублей. Странно, что эти сверхзатратные проекты решено реализовать в очень неблагоприятный для страны момент, когда бушует мировой пандемийный кризис и в бюджете России образовалась огромная дыра, сокращаются госрасходы. Проект дороги на Крисанова, как помнят старожилы, разрабатывался ещё с советских времён, но всегда отклонялся из-за своей непомерной дороговизны. Что за пир во время чумы разворачивается сегодня?

Под маркой скорого 300-летия Перми на город посыпались, как из рога изобилия, мега-проекты. По горькому опыту, это может закончиться громкими уголовными делами и лопнувшими прожектами. Не лучше ли умерить амбициозные планы и большие аппетиты чиновников да выбрать проект попроще, поэкономичнее? Но кто это сделает, если жителей не желают слушать даже на публичных слушаниях.

Бизнес при безграничной поддержке власти превратился в монстра, разрывающего общественное согласие на клочки. Его мозгов-калькуляторов не хватает на то, чтобы просчитать социальные последствия, а чиновники в авангарде идут напролом. Власть всё ещё не понимает, что с подстройкой результатов публичных слушаний ситуация выходит из-под контроля, исчезает последняя возможность договориться с обществом «по-хорошему».

Татьяна КРОТОВА