«А он, мятежный….»

Скандально известный Пермский культурный проект два года назад был свернут, в крае появился новый губернатор, однако мало что изменилось в отношениях власти с местной интеллигенцией.

Это здание стало для пермяков не менее сакральным чем в то время когда было кафедральным собором. Фото: Ирина Артемова

Это здание стало для пермяков не менее сакральным чем в то время когда было кафедральным собором. Фото: Ирина Артемова

Власть по-прежнему демонстративно не считается с общественным мнением. Недовольство интеллигенции властью растет и грозит перейти в абсолютное недоверие. Не последнюю роль в этом играет история с выселением Пермской государственной художественной галереи из здания кафедрального собора. Все, что происходит в последние годы вокруг галереи – сюрреалистично, лишено логики и напоминает игру в наперстки.

В июле 2007 года был объявлен «самый амбициозный архитектурный конкурс Новой России – конкурс на лучший архитектурный проект здания музейного центра в г. Перми «PERM MUSEUM XXI» с призовым фондом более 300 тысяч долларов. Экспертный совет возглавил архитектор из Швейцарии Петер Цумтор. Предполагалось, что музейный центр станет одним из самых важных и современных культурных объектов России, символом возрождения города, визитной карточкой Пермского края.
На конкурс поступило 320 заявок от архитекторов и архитектурных бюро из 50 стран мира, во второй тур вышли 25 претендентов. В марте 2008-го были объявлены имена победителей. Две первых премии (100 000 и 70 000  долларов) достались Бернаскони (Россия) и Valerio Olgiati (Швейцария), третья (50 000 долларов) – Zaha Hadid Architects (Великобритания), восемь специальных премий (по 10 000 долларов) – разным прочим архитектурным бюро.

На тот момент стоимость строительства нового здания галереи оценивалась в 700 млн. рублей.

Казалось бы, вот они – лучшие архитекторы, с ними и надо работать. Но итоги конкурса канули в Лету, и в феврале 2012 года контракт на подготовку эскизного проекта (?!)  Пермской галереи правительство Пермского края подписало с архитектурным бюро Петера Цумтора, председателя жюри прошедшего конкурса. А в мае в край назначили нового губернатора.

В декабре Цумтор представил свой проект. Архитектор предлагал построить двухэтажное здание вдоль берега Камы, по форме напоминающее корабль, несущий на своем борту выставочные залы, лектории, библиотеку, хранилище коллекции и реставрационные помещения. Стоимость строительства оценивалась в 1,2 млрд. рублей, предполагаемая дата сдачи музея – конец 2015 года.

Но и Цумтор оказался не хорош. Весь 2013 год на высоком краевом уровне шел разговор о том, что галерею из соображений экономии надо перенести в здание Речного вокзала, признанного аварийным еще в прошлом веке. Общественность встревожилась: вокзал, то есть галерея, может попасть в зону затопления. Пермский архитектор Сергей Шамарин, автор проекта «вокзал для галереи», утешил публику: «в зону затопления попадут только технические помещения, в частности, кабинеты администрации, туалеты, грузовой холл, склад, гардероб, лекционный зал. Собственно фонды музея разместятся начиная со второго уровня – незатопляемого ни при каких ситуациях».

К концу 2014 года были забыты «корабль» и «речной вокзал». Правительство края решило купить для очага культуры за 500–600 млн рублей казармы и спортзал бывшего ракетного училища (общей площадью 12 тыс. кв. м). Оставшиеся деньги (из запланированных 1,2 млрд. рублей) уйдут на реконструкцию и переоборудование помещений. Решение прагматичное — здания находятся рядом, поэтому весь фонд – 47 000 экспонатов – можно перенести на руках, — но явно неправильное.  И не только потому, что почти все сотрудники галереи – женщины. Предлагаемый вариант не даст городу желаемого – современного музея XXI века. Ну не получится из обветшавшей казармы, построенной в 1937 году, музей.

Менялись губернаторы, появлялись новые варианты переноса галереи, но никто и не подумал объяснить жителям города, что это за чехарда с проектами, почему они отметаются один за другим.

В вихрь нелогичных событий втянулось и руководство галереи. Об этом свидетельствует новый логотип государственного учреждения: трубящего ангела (символизирующего гордость коллекции – пермских деревянных богов) сменили на точку с черточкой, фрагмент из работы К. Малевича «Супрематизм».

На этом фоне внушает большой оптимизм выставка, посвященная 200-летию М. Ю.   Лермонтова «А он, мятежный, просит бури…», сделанная с большой любовью и вкусом. Литературные выставки в художественных музеях – редкость. Перед авторами экспозиции (искусствовед Тамара Шматенок, художники Алексей Матвеев и Юлия Лушникова) стояла сложная задача – показать не только портреты поэта и иллюстрации к его произведениям, но и передать атмосферу лермонтовской эпохи, отобразить духовную связь литераторов, музыкантов и режиссеров XX века с творчеством Лермонтова. Здесь, на территории выставки, где главный – Лермонтов, исчезает мрак, плотной пеленой окутывающий галерею. О том, что выставка удалась и правильно прочитывается, свидетельствуют восторженные отзывы посетителей: «Здесь можно часами сидеть и слушать (звучат романсы на стихи поэта – И. А.), и смотреть, и наслаждаться…». И еще люди пишут, что «из этого здания переезжать нельзя».

Надо правильно поставить запятую в этой фразе: «Переезжать нельзя оставаться». Вопрос детально не проработан, пермяки не видели окончательный (или очередной?) проект новой галереи. И вообще, если нет денег на строительство современного здания, может, оставить все, как есть?

Ирина Артемова

Просмотров: 558