Апокалипсис: басня без морали

Кино: “Елена”. Режиссер: Андрей Звягинцев. Страна: Россия. Жанр: Драма, мелодрама. Год: 2011

В роли Елены - малоизвестная московская театральная актриса Надежда Маркина

В роли Елены — малоизвестная московская театральная актриса Надежда Маркина

Большим кинособытием ушедшего года стал выход новой картины “Елена” режиссера Андрея Звягинцева. Мировая премьера состоялась еще в мае, а российские зрители смогли увидеть фильм в сентябре, но зато по федеральному каналу Россия 1. Именно за это время кинокартина успела получить свою первую награду — «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля (приз жюри). Кроме того, актриса Надежда Маркина была номинирована на приз за лучшую женскую роль от Европейской киноакадемии. И, конечно же, невозможно не отметить режиссера фильма: Андрей Звягинцев со своими фильмами “Возвращение” и “Изгнание” ранее получал высокие награды от Европейской киноакадемии, на Венецианском кинофестивале и отечественную премию “Ника”.

В центре сюжета картины — пожилая супружеская пара, Елена и Владимир. Они познакомились 10 лет назад: Владимир попал в больницу, а Елена была медсестрой, ухаживающей за ним. 10 лет они живут вместе, женаты около 2 лет. Однако, категория отношений “пациент-медсестра” или “клиент-обслуживающий персонал” всё ещё имеет свой смысл и значение. Бюджет у семьи вроде бы общий, но супруга всегда готова отчитаться мужу за каждую потраченную копейку.

У Владимира есть бездетная дочь, которая живёт на деньги отца и умело аргументирует любое своё действие. У Елены есть взрослый неработающий сын с женой и двумя детьми. Старшему внуку Елены требуется крупная сумма денег, чтобы дать взятку в вуз — и “откосить” от армии. Бабушка просит помощи у мужа — он обещает подумать и… попадает в больницу. Во время болезни к Владимиру приходит дочь, и после возвращения домой он решает не только не помогать внуку Елены, но и изменить завещание. Жене он оставляет небольшую пожизненную ренту, а квартира и всё состояние переходят дочери. И вот тогда Елена понимает, что благосостояние и будущее детей находится только в её руках.

В своих интервью режиссер Андрей Звягинцев говорит, что он оказался в числе четырех режиссеров, которым британский продюсер Оливер Данги предложил снять свою версию апокалипсиса. В фильме этот апокалипсис иллюстрирует семейная пара Владимира и Елены.

Почему же здесь можно говорить о конце света? Муж сделал из жены сиделку, которая спит в соседней комнате, как и полагается сиделке. Жена согласилась на это, потому что она искренне любит своего мужа и готова к такому отношению к себе. Но как мы увидим позднее, действия и мысли Елены далеко не бескорыстны — после изменения завещания она решает переступить черту, после которой нечего больше терять.

Но это не единственная иллюстрация апокалипсиса в картине. Апокалипсис — это и история родителей, у которых выросли беспомощные, безрассудные дети, жаждущие от старших денег и различных благ. И вот эти родители — Владимир и Елена — предают друг друга ради своих детей. Здесь же и история детей: любви, дарованной им родителями, было так много, что детям не нужно было расти и становиться самостоятельными.

А в целом в эту иллюстрацию апокалипсиса можно включить и историю классовой розни: одни живут для себя и не рожают детей, другие тоже живут для себя и рожают детей, но непонятно для кого. Это касается непутевых потомков. И сами супруги также являются олицетворением разных социальных классов: он элегантно одевается, занимается спортом, следит за свои здоровьем и говорит повелевающим тоном; она — в немодной старушечьей одежде, занимается только мужем, следит за его здоровьем, и тон у неё всегда униженный и просящий.

Итак, апокалипсис свершился. Но что дальше? Конец света наступил в конкретно взятой семейной паре, и как мы видим по ходу фильма, заметен только супругам. Мир не перевернулся. Даже дети не заметили тревожно надвигающихся туч над головами их родителей. Так каким же образом можно избежать апокалипсиса внутри себя и внутри своей семьи?

У Звягинцева нет ответа. После преступления не наступает наказания. Мы видим, что Елена уже сейчас раскаивается в содеянном, и что это только начало её душевных страданий и терзаний. Но раскаяние еще не означает искупление своей вины. Даже раскаявшись, Елена не поворачивает ход текущих событий, не пытается поступить по справедливости, несмотря на то, что ей уже страшно, когда внезапно гаснет электрический свет в квартире. И мы можем только догадываться, что будет дальше.

Одна из ключевых черт фильма, которые хочется отметить — мораль не совпадает с басней. Под этим утверждением я понимаю незаконченность историй всех главных и второстепенных персонажей. Елена совершает преступление и остаётся безнаказанной. Владимир хочет оставить завещание, которое защитило бы его единственную родную дочь от нищеты и несовершенства этого мира — и он оказывается предан своей женой. Но как Владимир поступил бы каждый нормальный родитель, и Елена на его месте поступила бы аналогично. Дочь Владимира после долгого перерыва в общении с отцом единственный раз появляется у него в больнице — и в итоге получает крупную сумму денег и часть имущества отца. Сын Елены со своей семьей — классическая история “из грязи в князи”. Ничего не представляя из себя как человек и профессионал, он срывает большой куш в виде квартиры Владимира.

Вы можете поспорить со мной и сказать, что несправедливость — это правда жизни, и таких историй множество. И я соглашусь с этим. Однако же фильм “Елена” претендует только на объективность, но не на документальность. Экранная реальность — это не та реальность, в которой мы живем. Экранная реальность — это дочь драматургии, она, как и любое произведение культуры и искусства, должна обогащать своего зрителя, ставить перед ним сложные вопросы, предлагать варианты для развития его жизни и давать возможность человеку посмотреть на самого себя со стороны. Конечно, культурное обогащение зрителя — во многом дело самого зрителя, потому что он решает, размышлять ему над фильмом или нет. Если вы не увидели сути — может быть, вы плохо смотрели? Но фильму “Елена”, на мой взгляд, всё же не хватает авторской позиции, авторского соучастия, авторских ориентиров. Именно ради авторских ориентиров и отправных точек для размышления зрители выбирают фильмы конкретного режиссера, а читатели — книги любимого автора.

Я бы порекомендовала этот фильм для просмотра любителям брехтовского театра, который не дает зрителю решения проблем; всем поклонникам работ Андрея Звягинцева; и просто любопытным зрителям, готовым ходить с такой занозой, как фильм “Елена”.

Ольга Ершова

Просмотров: 336