Быть или не быть экологической полиции?

Пока что полиция ведет себя по отношению к экологическим проблемам подчеркнуто индиффирентно. Фото: Игорь Катаев

Пока что полиция ведет себя по отношению к экологическим проблемам подчеркнуто индиффирентно. Фото: Игорь Катаев

Есть в нашей жизни проблемы, которые назревают и накапливаются многие годы. А мы стараемся их не замечать, потому что уж каким-то слишком хлопотным представляется их решение, и не очень понятно, с какой стороны за это решение браться… Среди таких проблем Перми и Пермского края — мелкий экологический криминал: парковка автомашин на газонах, несанкционированная свалка мусора, уничтожение зелёных насаждений, мытьё автомобилей в водоёмах… Все эти деяния — проявления, увы, дикости и пещерного уровня культуры наших граждан и юридических лиц. В нашей газете мы вынуждены регулярно писать об этом торжестве хама в наших дворах, парках, долинах малых рек.

В Перми наблюдается явный дефицит адекватных репрессивных мер в этой сфере. На сегодня у нас сложилась ситуация фактической бесконтрольности за такого рода правонарушениями. Не то, чтобы никто их не пресекает — более того, за это отвечает даже слишком большое число государственных и муниципальных структур: Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края, Росприроднадзор, природоохранная прокуратура, Камское водное бассейновое управление в части прибрежных полос и водоохранных зон, ГИБДД в части обращения с машинами, отделы по благоустройству и инспекции по содержанию территорий всех районных администраций, участковые оперуполномоченные полиции, и это ещё не весь список… Но это тот самый случай, когда у семи нянек дитя без глазу, мы видим это по состоянию наших улиц, да и сами ведомства это признают.

Многие считают, что наиболее эффективным решением проблемы было бы создание специализированного экологического подразделения в МВД. Экологическая милиция успешно действовала в Москве, Казани, Новосибирске, других российских городах. Действовала вплоть до нового закона о полиции, по которому была устранена вместе с другими муниципальными милицейскими подразделениями.

Разговор был порою горячим. Фото: Антонина Борисова

Разговор был порою горячим. Фото: Антонина Борисова

В этой непростой ситуации 13 марта мы собрали в Доме журналиста большой круглый стол на тему: «Экологическая полиция в Пермском крае — актуальность, возможность, перспектива». Его организаторами выступили группа «Зелёная Эйкумена» и Пермский региональный правозащитный центр. А, кроме того, мы нашли понимание и поддержку у Общественной палаты Российской Федерации, поскольку обозначенная проблема актуальна для всей страны. Пермь выступила здесь в авангарде российской дискуссии. Интрига была в том, что мы, организаторы, открывали мероприятие с совершенно открытым финалом: нам надо было коллективно решить, следует ли всё же Перми выносить законодательную инициативу о создании экополиции (эту идею продвигает сейчас, например, мэрия Новосибирска), или же надо просто улучшить работу и согласованность имеющихся организаций.

Круглый стол получился довольно бурным и содержательным. Он собрал более 40 человек, представлявших более 25 органов региональной законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления, государственных надзорных и правоохранительных органов и общественных организаций. Виртуально присутствовал и московский эксперт: член Общественной палаты РФ, — её, неформально говоря, главный эколог, — сопредседатель Международного социально-экологического союза, член рабочей группы по экологии Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Сергей Симак, — участники заседания активно общались с ним при помощи скайпа в режиме телемоста.

Описывать всю драматургию и жаркие порою дебаты, наверное, здесь не имеет смысла, желающие могут найти на сайте ПРПЦ полную видеозапись мероприятия. Главное, что путём переговоров и почти полного консенсуса всех участников нам удалось выработать совместные рекомендации органам власти разных уровней. Перечислим наши идеи.

Законодательное Собрание Пермского края, которое представлял депутат Вадим Чебыкин, мы просим ввести в закон Пермского края «Об административных правонарушениях» возможность создания территориальных Комиссий по административным правонарушениям. Последние должны значительно упростить и ускорить «воспитательную» работу с нашими несознательными гражданами и организациями. В настоящее время мировые суды, заваленные делами об экологических административных правонарушениях, сплошь и рядом буксуют и оставляют пакостников без возмездия.

Правительству Пермского края мы настоятельно рекомендуем кардинально расширить инспекторский состав в главной структуре, осуществляющей «полевой» контроль: Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края. На сегодня на весь огромный Пермский край там работает 7 инспекторов.

Помимо прочего всплыла проблема отсутствия координации работы отдельных ведомств. Той координации, которая существует, например, в сфере борьбы с наркотиками. Поэтому участники круглого стола просят Управление Росприроднадзора по Пермскому краю инициировать создание регионального межведомственного совета по экологическим проблемам. Именно этому управлению как федеральному ведомству будет логично и возглавить этот совет.

В ходе общего разговора выяснилось также, что во многих муниципалитетах края не принята жизненно важная схема сбора и вывоза бытового мусора. В связи с этим мы порекомендовали Прокуратуре Пермского края в рамках её полномочий проконтролировать разработку и принятие всеми органами местного самоуправления такого нормативного акта.

Представители природоохранной прокуратуры и другие участники разговора обратили внимание на то, что мелкие правонарушения — это не единственная проблема в сфере пермского «природоохранного» правосудия. Большую трудность составляет и расследование серьёзных экологических преступлений, связанных, например, с крупным несанкционированным сбросом промышленных стоков, масштабной рубкой лесов и т.д. Поэтому мы коллективно ходатайствуем перед Главным управлением МВД РФ по Пермскому краю о выделении внутри этой структуры 3-х следователей для расследования уголовных дел по особо значимым природоохранным преступлениям.

Наконец, в ходе обсуждения такой, увы, знакомой всем неприятной детали повседневного пермского быта, как парковка машин на газонах, выяснилось, что серьёзным препятствием для борьбы с этим явлением служит отсутствие понятия «газон» в «Правилах содержания территории г. Перми». Соответственно, мы настойчиво просим Пермскую городскую Думу исправить этот недочёт.

Хочется верить, что залогом исполнения всех этих экспертных пожеланий является поддержка федеральной Общественной палаты.

«Ну, а что же там у вас всё-таки вышло с экологической полицией-то?» — спросит внимательный читатель, не забывший название нашего круглого стола. Этот вопрос вызвал у нас наиболее горячую дискуссию. И всё-таки по итогам его обсуждения мы решили одобрить эту идею. И порекомендовали всем субъектам законодательной инициативы, включая Законодательное Собрание Пермского края, разработать и внести в Государственную Думу РФ законопроект о создании в структуре МВД РФ подразделения экологической полиции. Будет ли реализован этот, самый трудный и проблемный пункт нашей резолюции, покажет жизнь…

Роман Юшков,
руководитель группы «Зелёная Эйкумена»

Просмотров: 592