Человек и лягушонок в одном лице

«Я тоже» («Yo, tambi?n») Режиссер: Антонио Нахарро, Альваро Пастор
Страна: Испания. Жанр: драма. Год выхода: 2009

Даниель с блондинкой своей мечты. Фото - kinopoisk.ru

Даниель с блондинкой своей мечты. Фото — kinopoisk.ru

Испанское кино последнего десятилетия стало совестью мирового кинематографа. Именно в этот период появились такие фильмы, как «Поговори с ней» (2002), «Море внутри» (2004), «Тайная жизнь слов» (2005), «Разомкнутые объятия» (2009). Это — кинокартины о болезни или несчастном случае, о необычных людях и о людях, их окружающих, которые пытаются преодолеть свои злоключения.

В этот же ряд нужно поставить и «Я тоже» — фильм о 34-летнем Даниеле, который страдает синдромом Дауна. Однако, это далеко не типичный представитель «людей с особыми способностями». Даниель закончил колледж и университет, он активно занимается спортом, учит иностранный язык, устраивается на работу. Именно там он встречает Лауру — крашеную блондинку, поведение которой не одобрит ни одна мама.

Так начинается их история. Мама Даниеля действительно Лауру не одобряет, ещё раз доказывая правдивость изречения: «Какая разница между мамой и ротвейлером? — Ротвейлер, в конце концов, отпускает». Брат Даниеля советует ему обращать внимание на девушек, равных себе, потому что «ни одна женщина с нормальным набором хромосом не влюбится в такого, как ты».

Но Даниель не будет отступать, потому что рядом с Лаурой он чувствует себя нормальным, таким же, как все. Он хочет жить полноценно, как обыкновенный человек; он желает, чтобы жизнь не проносилась мимо него, как карусель с лошадками в его ночном светильнике.

Однако, всё будет не так просто. Хвалёная и разрекламированная толерантность, которая напоминает мне богатую даму, ленивую и снисходительную ко всем, кого она считает ниже своего уровня, имеет ограничение, после которого она не работает. Луиза отказывает Даниелю. Когда он пытается пройти в ночной клуб, ему и там отказывают. На работе он «такой феномен», с которым работать в одном коллективе — великая честь. Брат не понимает переживаний Даниеля, пытаясь свести всё к физиологическим потребностям. И даже родная мать признаётся главному герою, что не могла принять его таким, какой он есть, именно поэтому она решила заниматься его образованием и развитием. Получается, толерантность работает только до уровня «это приключилось с соседом»? Когда же дело касается нас лично, то мы стараемся упростить, изменить, а то и совсем убежать от ситуации. Закрыть глаза.

Ещё один импульс в истории с толерантностью — это чувство вины. Даниель говорит брату, что тому легко рассуждать о чувствах людей с синдромом Дауна, потому что у него всё есть — жена, скоро появится ребёнок. Брат отвечает, что он счастлив, что всё это у него есть, и что Даниелю не стоит прививать ему чувство вины. Однако, Даниель говорил о том, что у всех — даже у «людей с особыми способностями» — должен быть шанс на счастье, на любовь, на привязанность. И чтобы этим шансом каждый мог воспользоваться.

«Зачем столько твоих усилий, мама, если я не могу быть счастлив?» — спрашивает Даниель. И, действительно, зачем? Главный герой — выпускник университета, он разбирается в живописи, прекрасный собеседник с тонким чувством юмора, человек с обескураживающей простотой и добротой — но зачем всё это обыкновенным, нормальным людям, которые всё равно видят в нём только инвалида? Конечно, это саморазвитие, пресловутый «личностный рост», широкий кругозор, новая ступень мышления… Но это Даниель сделал сам для себя, потому что для окружающих он так и остаётся пусть и умным, но «с синдромом Дауна». А такие люди живут на необитаемом острове посреди толерантного общества.

Картина «Я тоже» была номинирована на Гран-при в категории «Драматическое кино» на фестивале «Санденс» в 2010 году. Годом ранее актеры, исполнившие главные роли в фильме — Лола Дуэньяс и Пабло Пинеда — получили свои «Серебряные раковины» на главном испаноязычном фестивале «Сан-Себастьян».

Думаю, что фильм будет интересен всем, кто не боится отягощать себя проблемами. Режиссёры постарались сделать фильм достаточно лиричным и не заставляющим рыдать все полтора часа. Самое главное, на мой взгляд, это попытка изменить представление о людях с «особыми способностями». Конечно, эта история — не сказка, лягушка здесь после поцелуя не превратится в принца. Эта история о том, что даже после всех испытаний и метаморфоз утёнок останется гадким. Но ведь ему надо с этим как-то жить. И нам тоже.

Ольга Ершова

Просмотров: 549