Депутат, откройся!..

…Началось все с банального житейского повода. Весной 2013 года понадобился емэйл одного из муниципальных депутатов, в поисках которого я зашел на сайт Пермской городской Думы. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что ни у одного из них не указана электронная почта!

Покопал еще — выяснилось, что у многих отсутствуют отчеты о деятельности, биографические справки устарели, актуальных публикаций мало, а в социальных сетях удалось найти аккаунты лишь 5-7 народных избранников. Являясь преподавателем в Пермском госуниверситете, предложил студентам сходить на личный прием с инициативой по благоустройству города. В результате к половине депутатов попасть просто не удалось, а из опрошенных только пятеро согласись поддержать начинания молодых людей. А насколько сложно при нынешней электронной системе голосования узнать, как голосовал конкретный депутат по тому или иному вопросу! Стало ясно, что народные избранники страшно «далеки от народа».

Обсуждение того, как «открыть» пермскую думу было горячим, но дружественным. ФОТО: ИЗ АРХИВА ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Обсуждение того, как «открыть» пермскую думу было горячим, но дружественным. ФОТО: ИЗ АРХИВА ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Летом состоялся круглый стол в Думе, на котором эта проблема была вынесена в публичное пространство. И согласно принципу «критикуя – предлагай», мне было предложено разработать вариант решения. Работа длилась несколько месяцев. Было много совещаний с общественниками, юристами Думы. В результате на свет появился Стандарт открытости информации о деятельности Пермской городской Думы — документ можно скачать здесь: duma.perm.ru/news/2014/1/9491/

Документ создан нами в русле федеральных тенденций. Большую работу в этом направлении ведет «Открытое правительство». Недавно, в конце января, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал Концепцию открытости федеральных органов исполнительной власти. Благодаря Концепции будут созданы дополнительные условия для:

  • повышения прозрачности и подотчётности госуправления;
  • расширения возможностей участия граждан в деятельности органов власти;
  • усиления информационной открытости федеральных ведомств;
  • развития механизмов гражданского контроля за деятельностью властных институтов.

Аналогичная работа идет во многих регионах России: Татарстане, Ульяновской и Тульской областях, Красноярском крае и т.д. Есть наработки и на уровне Пермского края – создание интернет-порталов «Открытые данные» и «Понятный бюджет». Однако, открытый муниципальный парламент, о котором сейчас идёт речь  – это пермское ноу-хау для всей страны. Если поищите в сети, то увидите, что под «открытым парламентом» обычно подразумеваются лишь экскурсии для школьников по кабинетам и залам представительного органа.

Что же нового предлагает разработанный Стандарт? Интересен сам подход. Нужно понимать, что обязать народного избранника стать более открытым с формальной точки зрения практически невозможно. Никто не может указывать депутату, как именно он должен представлять интересы своих избирателей и взаимодействовать с ними. Для этого существует институт выборов, осуществляющий контроль «на входе» в парламент. Поэтому было решено, что документ будет адресован, прежде всего, аппарату Думы, который отвечает за инфраструктуру, создает условия для работы депутатов. Именно аппарат призван создать систему, стимулирующую депутатов к открытости и прозрачности их деятельности.

Какие еще особенности есть в Стандарте? Во-первых, он состоит из двух частей – собственно Стандарта (перечня требований к открытости) и методических рекомендаций по тому, как их добиться (инструкции для исполнителей).

Во-вторых, требования, заложенные в Стандарте, очень конкретны. В отличие от многих других документов подобного рода, содержащих общие принципы и расплывчатые формулировки, в Стандарте отражены четкие, однозначные предписания к действиям, например:

  • все документы (информация) на официальном сайте Думы должны иметь постоянный адрес, чтобы ссылки на них не теряли своей достоверности;
  • система поиска на официальном сайте Думы должна позволять производить поиск по всему массиву информации по разным критериям и полнотекстовый поиск;
  • информация о варианте голосования каждого депутата во время каждого открытого голосования на заседании Думы публикуется на официальном сайте Думы;
  • официальный сайт Думы должен иметь архив, содержащий всю информацию, когда-либо размещенную на сайте.
  • и т.д.

В-третьих, Стандарт экономичен. Он не потребует дополнительных серьезных финансовых трат. Большая часть работ будет осуществлена за счет запланированной оптимизации сайта Думы. Кроме того, отказались от многих ресурсоемких работ, как, например, размещение сведений в формате «открытых данных», поскольку сочли это дорогостоящим и не целесообразным.

В-четвертых, документ достаточно пластичен. Он предполагает три этапа внедрения. Понимая, что нельзя объять необъятное, на каждом этапе мы разработали свои приоритеты и предполагается, что требования отдельных этапов будут дополняться по мере внедрения.

В-пятых, в Стандарте заложена система мониторинга, которая позволит отслеживать этапы внедрения документа в деятельность аппарата Думы.

У меня нет иллюзий, что Стандарт сразу сделает всех депутатов ответственными и открытыми. Но я уверен, что это шаг в правильном направлении. Дума должна утвердить Стандарт в феврале-марте. Это начало большого пути по созданию механизмов влияния граждан на властные институты, шаг к реальному местному самоуправлению.

Сергей Пономарев,
преподаватель кафедры политических наук ПГНИУ

Просмотров: 704