Город проржавевших звездолётов

Книжная полка: Александр Проханов «Человек звезды». — Москва: «Вече», 2012

Увидеть литературный образ, для которого ты стал прототипом, лестно, любопытно и крайне познавательно. Это касается и человека, и города. Перми в этом плане повезло. Чего стоит только город чеховских трёх сестёр!

Гений не пощадил и приложил Пермь по полной программе, описав нашу просвещённую провинцию как место бесплодных интеллигентских мечтаний о будущем прекрасном времени, как город, где забываются за ненадобностью иностранные языки, откуда все мыслящие люди рвутся в Москву, в Москву… Позже Пастернак яркими эпическими мазками набросал в «Докторе Живаго» свой Юрятин, сквозь разорванную, обожжённую гражданской войной фактуру которого проступают родные для нас улицы и здания. А Алексей Иванов в своём скандальном романе «Географ глобус пропил» создал весьма реалистичный и довольно суровый образ Закамска, на фоне которого даже весьма, в общем, немудрящие душевные и плотские порывы и поиски спивающегося учителя Служкина кажутся утончёнными и изысканно нервическими.

Александр Проханов общается с пермскими богами. Фото: Роман Юшков

Александр Проханов общается с пермскими богами. Фото: Роман Юшков

И вот в прошлом году судьба преподнесла новый подарок читающим пермякам, алчущим увидеть место своего бытия отражённым в зеркале писательского художественного мира. Вышел в свет роман известного российского писателя и общественного деятеля Александра Проханова «Человек звезды», посвящённый пермским событиям последнего времени. Одновременно произведение опубликовано в журнале «Наш современник». Прославленный литератор и публицист побывал в Перми годом ранее в качестве гостя проекта «Русские Встречи». Прожив у нас около недели, Александр Андреевич не только встречался с пермской публикой и выступал в эфирах местных СМИ, но также общался с руководителями недоразвалившихся оборонных заводов, с замечательными пермскими искусствоведами, внимательно изучал музейные экспозиции. У автора этих строк была возможность наблюдать, как писатель действительно вдумчиво и чутко осваивал Пермь во многих плоскостях. Сокрушался, что производители знаменитых пермских порохов теперь пробавляются тем, что сжигают советские баллистические ракеты под присмотром НАТО-вских инспекторов. Внимательно разглядывал чудские древности в Доме Мешкова. Завороженно впадал в транс перед пермскими деревянными богами в галерее. Трепетно прикасался к пушкам, выставленным у Мотовилихинских заводов. Изумлялся кичливой наглости экспонатов Музея современного искусства на Речном вокзале. И в результате глубоко вдохновился драматургией новейшей пермской истории.

Фабула произведения знакома любому жителю Перми, в том числе и тому, кто не брал в руки ничего после букваря. …В уральский город П., стоящий на великой реке, знаменитый своими пушками, церковной деревянной скульптурой, древним «звериным стилем» и некогда высокоразвитой авиакосмической отраслью, является некий таинственный господин Маерс, сколь ничтожный, столь же, как выясняется, могущественный. Обладая высокими связями и компроматом на всех отцов города, в том числе на порочного и преступного губернатора Степана Анатольевича Петуховского, Маерс принуждает власти разместить во всех ключевых городских точках красных человечков. Их назначение до поры остаётся покрыто мрачной тайной. Официально же Виктор Арнольдович Маерс обещает превратить захолустный город П. в культурную столицу Европы. В итоге в городе разражается грандиозная схватка сил добра и зла, света и тьмы. На пути у Маерса и других чудовищных персонажей, приезжих и здешних, встают творцы и герои, которые принимают неравный бой с посланцами Ада. А помощь в этой битве силам света оказывают деревянные пермские боги, дающие бой всесильным красным человечкам и в итоге одолевающие их.

Для меня роман «Человек звезды» жутковато перекликается с гоголевскими «Мёртвыми душами». Нам явлен новый Чичиков образца XXI века, подбирающий во благо себе страшные итоги идущего по России физического и духовного мора. Но за прошедшие полтора столетия многое изменилось. Если его предшественник из века XIX лишь собирал печальную жатву, скошенную костлявой рукой смерти без его участия, то наш Чичиков-Маерс-Гельман не только кладёт в закрома, но и деловито готовит страшный посев для будущего адского урожая.

Необычен и предельно экспрессивен язык Проханова, знакомый многим по пламенной и яростно метафорической публицистике из редакторской колонки его национал-патриотической газеты «Завтра». На просторах романа эта сверхвыразительность достигает такой степени яркости красок и образов, что у непривычного читателя рябит в глазах. И в самом эпицентре этого постоянно колышущегося, меняющегося и переливающегося всеми цветами ада мира — он, Маерс, не просто экспортёр современного искусства, но помимо этого, как постепенно выясняется, полковник американской разведки, обладатель ордена «Пурпурное сердце», глава секретного отдела НАСА по вопросам инопланетных цивилизаций, магистр парапсихологии Йельского университета, профессор богословия в Гарварде, имеющий к тому же специальные полномочия от российских спецслужб и лично президента России…

Безусловно удались автору злодейские и порочные персонажи, составляющие элиту многострадального города П.: преступный губернатор Петуховский, глава губернской наркомафии и хозяин ночного клуба «Хромая утка» Джебраил Муслимович Мамедов,  управляющий местной епархией и обладатель дикой тайны владыка Евлампий, председатель думы Иона Дубков, вице-губернатор Находкин, главный полицмейстер Мишенька Денежкин, прокурор Груздь… Особенно ярко и выпукло выписана сцена в бане, где отцы города, в которых вдруг проснулись честь и совесть, возмущённые нашествием Маерса, оскорблённые за униженный русский народ, готовят патриотический заговор и русское восстание. С безжалостной честностью и абсолютной художественной убедительностью Проханов показывает, чем завершается «русский бунт», когда о нём становится известно Маерсу:

- Господин полковник, да мы только рады, что вы у нас появились! - наперебой кричат ему недавние вожди восстания. — Ждали вас с хлебом, с солью… А то мы в своём дерьме захлебнёмся…. Если наш брат, русский, дорвётся до власти, то одно людоедство и срам. Кнут нам нужен… А чуть убрали пистолет, спрятали кнут, и опять в подъездах мочимся, водку жрём и в домино режемся. Сталин учёных на цепь посадил, кормил раз в два дня, вот они и изобрели ракеты и бомбу. «Мы ленивы и вшивы». Это Пушкин сказал. Вы только попросите: «Украдите Сибирь-матушку!» И её украдём, и вам не продадим, а подарим. Берите её, пока китайцы не сцапали!..

Конечно, Александр Проханов, великий мечтатель и мистик, не был бы собой, если бы в его романе поднявшиеся силы добра и света не дали бы отпор наступающему на город П. царству красных человечков и не одолели бы их в неравной борьбе и в, казалось бы, совершенно уже безнадёжной ситуации. Встают на защиту города его доселе неизвестные никому защитники и герои. Приходит на помощь великая и таинственная Ноосфера, насыщенная духом и праведностью всех русских героев и мыслителей. Поднимаются на битву с красными безголовыми тварями пермские деревянные боги. И взмывают в небо из почти полного небытия и забвения могучие пермские звезлолёты… И читателю-пермяку остаётся только воспрять духом, заразиться прохановской убеждённостью и поверить, что до расцвета и возрождения родного города осталось всего ничего: единый исторический миг Преображения, одна спасительная вспышка обетованного прохановского Русского Чуда…

…Получив в подарок от автора книжки с дарственными надписями, благодарные и польщённые, мы с моим компаньоном по «Русским Встречам» Константином Окуневым набрались нахальства и спросили, не презентует ли Александр Андреевич через нас свой роман и новому пермскому губернатору Виктору Басаргину. «Конечно, отчего бы нет, — ответил Проханов. — Он ведь, как я слышал, появившись в Перми, сразу же убрал с улиц всех красных человечков, не так ли?..» «Э… ну, убрал… но не всех…», - стали пояснять мы с Окуневым, неловко запинаясь.  «Как?! - в ярости возопил Александр Андреевич. — Не убрал?!! Пошёл он тогда к чёрту, ваш новый, хрен ему, а не мой роман!»

И это, в общем, справедливо. Мне только жаль, что Басаргин, наверное, так и не прочёл «Человека звезды». Хотя именно ему это жизненно необходимо.

Роман Юшков

Просмотров: 495