Интернет-портал пермского правительства — для пермяков или для галочки?

Зачем нужен интернет-портал Правительства Пермского края «permkrai.ru»? Можно привести десяток очевидных ответов. Во-первых, это размещение информации о деятельности огромного количества министерств, агентств и инспекций Прикамья. Во-вторых, публичная отчетность и независимый общественный мониторинг их деятельности. Концепция открытости органов исполнительной власти, проведенная в жизнь лично Дмитрием Медведевым, добавляет к этому обеспечение понятности законов, по которым работают органы власти, а также взаимодействие со СМИ, гражданами и общественными организациями. Наконец, это ответ на вызов времени, технологий и потребностей людей.

Но как знает любой, возможно уснувший на первом абзаце, читатель – в России все хорошо бывает только на бумаге. На деле поиск самой необходимой информации может закончиться настоящими муками и чувством стыда за вопиющую закрытость нашего «открытого правительства»…

 

Интернет-портал пермского правительства - для пермяков или для галочки?Посчитаем открытость

Впрочем, если кто-нибудь скажет, что не все так уж плохо – он тоже будет прав. Ведь не может быть, чтобы более трех десятков официальных сайтов краевых ведомств находились в плачевно «закрытом» состоянии. Чтобы понять проблемы сайтов, подотчетных краевому правительству и разложить по полочкам информационное безобразие, творящееся на них, мы для начала рассмотрели требования законодательства.

На сегодняшний день есть два предельно понятных закона, регулирующих доступ и открытость информации о деятельности государственных органов на их официальных сайтах. Это Федеральный закон №8 и известная всем «Концепция открытости органов исполнительной власти». Последняя хоть и называется «концепцией», на самом деле строго обязательна для исполнения, будучи частью Распоряжения Правительства РФ от 30.01.2014.

В них можно найти около 30 конкретных требований к публикуемой на сайте информации. И это только основное. Поэтому, даже не углубляясь в технические рекомендации, можно по четким критериям (пунктам законов) проверить информационную состоятельность сайта практически любого органа власти. Вот основные из критериев:

  • общая информация о государственном органе (его структура, полномочия и направления деятельности, почтовые и интернет-адреса, номера телефонов справочных служб, сведения о руководителях); 
  • информация о законах и правилах, по которым он работает и порядок их обжалования;
  • представление возможности работать с властью, или, по крайней мере, достучаться до ее представителей (госуслуги, госзаказ, госслужба, установленные формы обращений и заявлений, а также порядок и время приема граждан);
  • информация об участии государственного органа в проектах и целевых программах;
  • результаты проверок, проведенных органом власти как в соответствующей социальной сфере, так и в отношении его собственного состояния;
  • сведения о трате денег налогоплательщиков.

Список можно продолжать долго, однако и эти требования вполне способны поддержать открытость власти на достойном уровне. Но если бы они исполнялись, мы бы не стали тратить бумагу на выплеск эмоций и отчаянно пытаться помочь нашей власти…

На кого кому равняться

Ведомства Правительства Пермского края четко придерживаются правила: кто во что горазд. Ответственное за координацию Министерство информационного развития и связи никакого единообразия не обеспечивает. Поэтому здесь есть передовики, темные лошадки, отстающие и… полное безобразие. Первые и последние далеки друг от друга, как неба и земля. В группе авангарда находятся Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство промышленности, предпринимательства и торговли. Они не только послушно исполняют требования закона, но и модернизируют свои сайты для удобства пользователей Интернета.

Так руководители подразделений пермского Министерства природных ресурсов имеют свои персональные сайты (!), богатые информацией, необходимой всем нуждающимся. Большой плюс сайта Министерства сельского хозяйства – это представление человека, ответственного за исполнение той самой Концепции открытости. А сайт Министерства промышленности, предпринимательства и торговли, не блистая пестротой красок, может смело гордиться своим удобным календарем событий.

Ни о чем таком, вероятно, даже не слышали лица, ответственные за состояние сайтов Министерства социального развития, Министерства территориального развития и Министерства  культуры, молодежной политики и массовой коммуникации. Прямо скажем — понятия «развитие», «молодежь» и «массовая коммуникация» не имеют ничего общего с сайтами этих министерств.

Наиболее близкое по названию к народу Министерство социального развития не имеет на сайте ни адресов социальных служб по территориям, ни отражения своей работы с гражданами, ни результатов проверок и т.д. Это касается и Министерства территориального развития, которое «развивает» территории, к сожалению, всюду, кроме своего сайта. Наши попытки найти какую-либо информацию о жизни и состоянии муниципалитетов вдали от краевого центра обернулись крахом.

«Современная и креативная» оболочка сайта Министерства культуры скрывает за собой отсутствие практически половины (!) требуемой законом информации. Кто расскажет пользователю Интернета о смысле существования Министерства (полномочиях, функциях и направлениях деятельности), о людях, которые в нем работают, о правилах и нормах, по которым оно работает; о деньгах, которые непонятно куда и в каких объемах тратятся? Может быть это можно узнать, позвонив туда? Но, к сожалению, украшенный многочисленными ссылками сайт не дает нам и такой возможности. Зайдем с другой стороны: может быть, им можно написать письмо? Нет — почтовых и электронных адресов они, оказывается, не имеют!..

Культура без информационной культуры, молодежная политика без активной молодежи в Интернет-среде, и предельно затруднённая массовая коммуникация… К сожалению, вывод один: это Министерство не знает, зачем и для кого оно работает. Остается только надеяться, что когда-нибудь сайт перестанет быть картинкой на выставке и обратит свой взор на людей, отвечая именно их интересам и потребностям.

 

Постановка диагноза

Обнажив чиновничий пофигизм на примере наилучших и наихудших сайтов Министерств, представим показательные проблемы интернет-представительств остальных ведомств, прикрепленных к Порталу Правительства Пермского края.

Во-первых, наиболее проблемной зоной сайтов краевого правительства является отсутствие возможности связаться с органом власти.

Во-вторых, если найти адрес ведомства получится, то далеко не факт, что удастся туда написать. Так, Министерство социального развития и Государственная инспекция по охране и использованию объектов животного мира не могут явить миру установленных форм обращений к ним.

В-третьих, многие ведомства крайне не спешат с обновлениями и изменениями, даже самыми принципиальными. Например, как известно одной из самых востребованных у нас тем является жилищно-коммунальное хозяйство. Однако, совсем недавно, когда мы проводили этот анализ, сайт Министерства строительства и архитектуры никак не извещал, что ещё в последний день прошлого года к этому министерству было присоединено Министерство энергетики и ЖКХ, и вообще-то уже пол года действует новое Министерство строительства и ЖКХ!..

В-четвёртых, понять род и сферу деятельности многих ведомств можно только интуитивно, так как задачи и функции их структурных подразделений и подведомственных организаций остаются на их сайтах тайной за семью печатями.

В-пятых, узнать, каким образом поставляются товары и оказываются услуги для государственных нужд неопытному пользователю, попавшему на сайты десятка министерств, также станет очень сложно. На них не только не содержится необходимая информация, но отсутствует даже ссылка на соответствующий ресурс (Госзаказ Пермского края).

В-шестых, общественный контроль является неведомым явлением для практически всех министерств, агентств и инспекций Правительства Пермского края. Потому что с помощью сайта ни одно из них не может полностью ответить на самые главные для общества вопросы: как происходит трата бюджетных средств? Как обжаловать тот или иной нормативно-правовой акт? Как реализуются целевые программы? Проводятся ли проверки, и каковы их результаты?

Правда, некоторые сайты всё же дают нам эту информацию, но лишь за несколько месяцев, либо только за последний год. Также зачастую в соответствующих рубриках можно увидеть: «Страница находится в стадии разработки», или «Раздел не заполнен». Некоторые просто оставляют важные страницы пустыми, показывая, что интересы людей им глубоко безразличны.

В-седьмых, например, для Министерства культуры можно сделать вывод, что кадры им не нужны, или что попасть на работу к ним можно только «по связям». Потому что с таким намерением придется звонить не кому иному, а дедушке на деревню — телефоны лиц, ответственных за госслужбу в этих ведомствах на их сайтах строго засекречены.

Наконец, даже публикация правил, времени приема граждан и краткого обзора обращений стала сложностью для 15-ти министерств, агентств и инспекций. Многие из них пользуются отличным (только на их взгляд) аналогом: «Электронной приемной» обращений граждан. Таким образом с помощью Интернета власть решила полностью оградить себя от живого общения с людьми. «Не трогайте нас, дайте нам дальше «пилить» бюджет и властвовать над вами!» – так и читается за таким «современным» подходом.

 

Давно известные рецепты

Что же с этим всем делать? Не нужно устраивать мозговой штурм и тратить миллионы на исследования и разработку проектов. Уважаемое Правительство Пермского края, просто начните работать как надо! Концепция открытости вам в помощь. Привлекайте сторонних экспертов для оценки открытости своих сайтов, поручите эту обязанность общественному совету при ведомстве, дайте несколько распоряжений. Можете сами провести проверку внутри ведомства и подотчетных ему структурах.

Мы уже показали, что есть, у кого поучиться (министерства-лидеры), есть и примеры, как не стоит делать. Не стоит гоняться за красивой оберткой сайта, за огромным количеством ссылок на различные информационные ресурсы. Нужно просто открыть 8-й Федеральный закон, полистать Концепцию открытости и привести свои сайты в порядок. И на это не надо больших денег. Просто возьмите, наконец, быка за рога!

P.S. С проблемными зонами сайтов министерств, агентств и инспекций Пермского края и выработанными для их разрешения рекомендациями подробнее можно ознакомиться на сайте ПРПЦ: Правительство, исправься, тебя читают!

Дмитрий Паздников,
эксперт ПРПЦ

Просмотров: 620