Изменяя принципы и ценности

В качестве эпиграфа возьмем вольный пересказ истории из учебника по бизнесу столетней давности. Представьте себе крепенькую старушку, которая много лет проработала на складе. Однажды ей сообщают, что пора бы и на покой, просят подготовить молоденькую сменщицу. Бабулька на покой уходить не собирается и давать дорогу молодым не планирует.

Российская сборная спортсменов с сахарным диабетом, выступавшая в европейском чемпионате «Диаевро-2014» (Венгрия). Внизу в центре — Михаил Спиридонов, руководитель пермского регионального общества «Диабет», соучредитель и организатор проекта «Диаевро»

Российская сборная спортсменов с сахарным диабетом, выступавшая в европейском чемпионате «Диаевро-2014» (Венгрия). Внизу в центре — Михаил Спиридонов, руководитель пермского регионального общества «Диабет», соучредитель и организатор проекта «Диаевро»

Что делать? Повышать собственную значимость и ковать свою незаменимость! Старушка устраивает на складе кавардак, не давая девушке, не имеющей представлений ни о содержании склада, ни о способах хранения и т.п. хоть что-то понять в работе. Самой же «хозяйке» даже в кавардаке понятно, что откуда необходимо взять и куда положить – она суть дела знает и каждая маломальская штучка ей близка и понятна. В результате бабулька не только остаётся на работе, но и обретает увеличение жалования и прочие возможные бонусы. Хваткая оказалась старушка: и место сохранила, и статус повысила до супернезаменимого работника.

К чему эта история? Хваткая бабулька, которая любит держать ситуацию исключительно под личным контролем, не желая ничем делиться, станет нашим персонажем, который поможет легче понимать ситуацию и сократит время на разъяснения.

Два года назад я познакомилось с участниками пермского регионального общества «Диабет». Говорили мы тогда о трудностях, существующих в системе здравоохранения, о различных способах преодоления стереотипов и улучшения качества медицинских услуг, о том, как жить с серьезным диагнозом и что делать для перехода к обслуживанию на уровне международных стандартов.

Прошло два года. Появились впечатляющие результаты.

Об отношениях с системой здравоохранения и её представителями

Мнение общественников, работающих с учреждениями здравоохранения, в оценке системы не изменилось. Трудности есть нескольких типов. Первые – вечный конфликт интересов врача и пациента, который реализуется через неумение разъяснять, искать варианты лечения. Пациент по прежнему не стал субъектом лечения, которое осуществляется по принципу: делайте, как врач говорит, но ответственность за издержки (потеря времени, здоровья, денег на лекарства, которые не помогли, эмоциональные затраты и проч.) врач не несёт. По сути, нет задачи договариваться, вырабатывая общую (одну на двоих) стратегию пути к здоровью. С другой стороны решения краевого уровня порой просто не выполняются. «У нас, к примеру, есть постановление, а его просто не выполняют. Два года подряд не выполняют. И трудно кого-то за это к ответу призвать» — негодуют представители общества «Диабет».

Как же преодолеть недостатки современной системы здравоохранения? Можно ли заставить специалистов учиться договариваться, действовать в интересах пациента?

По мнению специалистов общества «Диабет» закрытость системы – одна из наиболее серьезных проблем отечественной медицины. Когда правила игры известны лишь небольшой группе менеджеров среднего звена, они изо всех сил будут стараться избежать изменений, поскольку такое положение дел даёт им возможность  быть единовластными хозяевами положения со всеми вытекающим последствиями. Помимо этого представители организации отмечают, что с годами снижается уровень профессионализма и культуры — культуры, которая понимается не только как способы поведения, которые человек демонстрирует, но и определенные ценности.

Какие возможности есть у граждан для того, чтобы противостоять такой системе? Традиционно приходят на ум бойкот или «война» через суды, многочисленные жалобы и проч. При таких действиях получается так: правительство слышит, есть постановление вице премьера или иного вышестоящего чиновника, а дальше на неком среднем уровне всё встает и ничего не происходит.

Думается, что необходимость договариваться при любых обстоятельствах на сегодняшний день – одна из важнейших возможностей продвижения изменений. Сейчас лидеры общества «Диабет» с помощью Татьяны Марголиной создают переговорную площадку по проблемам, которые существуют в медицине. Процесс идет очень трудно, поскольку врачи не хотят ни обсуждать проблемы, ни договариваться по поводу их решения. Последние несколько лет общество «Диабет» пытается создавать новые правила «игры», при которых система не сможет не изменяться.

О результатах изменения системы или о том, что уже сейчас работает для людей

Общество «Диабет» стремится изменить подход участковых терапевтов к обслуживанию пациентов-диабетиков в городских и краевых медицинских учреждениях. Вот теперь-то мы и вспомним о «хваткой бабульке», которая не терпела конкуренции. Представьте ситуацию: пациент приходит на приём к участковому терапевту, жалуясь на резкое ухудшение зрения. Типовое действие терапевта: отправить к окулисту (от возможности записаться до попадания к врачу, как правило, проходит пара недель + время на лечение), посмотреть результаты лечения, если лучше не стало, то ещё куда-нибудь направить. Таким образом, теряется драгоценное время, и снижаются возможности сохранения здоровья. Но нашей «хваткой бабульке» этот хаос выгоден: клиент остается в рамках её учреждения, то есть деньги по медстраховке мимо не пройдут, неопределенность и не знание больного о том, куда его ещё пошлют, и как он будет прорываться к нужному специалисту – укрепляет власть системы над личностью, снижая сопротивляемость и волю. А теперь представьте, что человек, описанный выше, страдает диабетом. За месяц, который он будет добиваться приёма, выяснять, что делать, лечиться с некоторой степенью надежды на успех пациент с диабетом может просто ослепнуть. Болезнь такая – ухудшения могут быть в любом месте и проходить с любой скоростью (болезни-то нет дела до очередей, отсутствия нужного числа специалистов и прочего). Вы думаете, «хваткая бабулька» ответит за потерянные время, усилия, здоровье? Нет конечно. Это же не она виновата, она действовала по процедуре, а что за дверями её кабинета – вообще не её степень ответственности!

Осенью 2013 года в Пермском крае открылся единый диабет-центр, объединивший городскую и краевую эндокринологическую службы. Теперь у пациентов есть возможность не наматывать круги по районным поликлиникам, а сразу же отправиться к специалистам, понимающим, какие именно изменения могут происходить под влиянием болезни. Если нет возможности получить услугу в городе, можно воспользоваться федеральными ресурсами. То есть теперь больного диабетом сразу направят на комплексное обследование в краевой диабет-центр. Так осуществился один из шагов, нацеленных на изменения в системе, побуждающих специалистов в первую очередь выполнять обязанности по лечению больных.

Вторым значимым результатом деятельности участников объединения стало создание электронной медицинской карты. Процесс этот, осуществляемый Пермским медицинским информационно-аналитическим центром, шел около 10 лет и наконец-то всё получилось!

В августе прошлого года удалось объединить электронную медицинскую карту пациентов с базой данных льготных аптек. Электронная медицинская карта – это совокупность электронных персональных медицинских записей, относящихся к одному человеку, собираемых, хранящихся и используемых в рамках одной медицинской организации. Теперь можно отследить точно зафиксированный процесс лечения пациента и то, как приобретаются лекарства по рецептам. Понимание, когда к какому специалисту направлен пациент, какие лекарства и способы лечения были рекомендованы, какие стратегии использовались, какие специалисты консультировали, позволит отслеживать эффективность процесса лечения. Это как в старом кино: «У меня все ходы записаны». Это возможность контролировать систему изнутри, отслеживая эффективность системы медицинского обслуживания. Алгоритм исследования следующий: 1. Выбраны приоритетные целевые группы (те, с кем связано больше рисков): дети (500 чел.), беременные (1100 чел.), слепые и слабовидящие (1100 чел.) и люди с инсулинзависимым диабетом (так называемый диабет молодых). 2. При помощи специалистов политехнического университета данные участников контрольной группы кодируются. Специалист, работающий с электронной медицинской картой, видит исключительно общую информацию о человеке. К примеру, что это электронная медкарта ребёнка. 3. Далее осуществляется полный информационный контроль предоставления медицинских услуг пациентам из приоритетных целевых групп – посещаемость врача, выписка и отоваривание рецептов.

Важнейший элемент электронной медицинской карты – это подключение базы данных льготных аптек.

Ещё одним достижением общества «Диабет» стало развитие социального партнёрства.

В минувшем декабре заключен договор о сотрудничестве с кафедрой системного анализа политехнического университета. За два года до этого организация заключила договор с фармацевтической академией, что дало возможность осуществлять экспертизу лекарственных препаратов. В то же время договор о сотрудничестве с целью улучшения жизни больных диабетом был заключен с пермской краевой больницей. Таким образом, возникла система договоров, объединившая специалистов, способных осуществить анализ эффективности работы диабетической службы Пермского края. Думается, технологии работы в области здравоохранения общества «Диабет» могут быть использованы для любой группы пациентов, нуждающихся в эффективной медицинской помощи.

Новые задачи

Следующая задача общества «Диабет» — открытие Школы диабета. Обучение и реабилитация для больных диабетом должны осуществляться по государственным стандартам, но на это, как на многое другое, у государства нет ни финансирования, ни воли. Сейчас оборудуется три кабинета – в Краевой Клинической Больнице, в поликлинике на Куйбышева 111 и  в МСЧ №1 – в которых будут проводиться занятия по обучению и психологической реабилитации больных диабетом, помогать снизить риски ухудшения состояния. В планах есть ещё обучение врачей и привлечение различных специалистов в качестве лекторов-просветителей. Думается, если повысится грамотность участников процесса, как врачей, так и пациентов, то нашей пресловутой «хваткой бабульке» будет всё труднее морочить людям голову.

Рассказывая об успехах общественных организаций и объединений, всегда хочется завершить историю призывом к читателям: им многое удалось – попробуйте и вы, поскольку дорогу, как известно, осилит идущий.

Мария Черемных

Просмотров: 842