Как стать полноценным гражданином современного государства?

Опыт: Советы для технофобов

По данным последнего опроса Фонда «Общественное мнение», только около 13% населения когда-либо пользовались государственными услугами через интернет. Причём сюда входит взаимодействие с разными службами, не только с органами власти, а, например, приобретение через интернет билетов. Самые популярные государственные услуги — получение загранпаспорта, уплата налогов и другие услуги налоговой службы, а также запись к врачу и оплата штрафов в ГИБДД.

Можно предположить, что проблема такого редкого использования электронных услуг, во-первых, всё ещё в недостаточной доступности интернета (50% людей, никогда не пользовавшихся электронными государственными услугами, проживают в сёлах). Во-вторых, это старение населения (65% людей, никогда не пользовавшихся электронными услугами, старше 60 лет). В-третьих, мода на мобильные приложения к телефону (альтернатива домашнему интернету), связанные с государственными услугами, распространена пока только в полутора десятках крупных городов.

Самая близкая к обычному человеку часть электронного правительства — портал государственных услуг gosuslugi.ru Главные причины, которые побуждают людей пользоваться госуслугами через интернет, это удобство, доступность и простота, экономия времени и отсутствие очередей. Причины, по которым люди не пользуются порталом госуслуг — отсутствие компьютера или интернета, неумение ими пользоваться и недоверие к виртуальному взаимодействию. Немаловажно здесь именно нежелание пользоваться электронными услугами или «отсутствие необходимости» в них. Таким образом, люди пытаются активно избегать электронного взаимодействия с государством. Удивительно, но выясняется, что россияне массово страдают технофобией, страхом использовать электронные устройства…

Прежде, чем обвинять государство в отсталости, было бы хорошо избавиться от неё самим. Со страхами можно, а самое главное — нужно бороться. Радикально и беспощадно. Во-первых, зарегистрируйтесь на сайте государственных услуг. Это можно сделать не выходя из дома. Просто зайдите на сайт, прочтите инструкцию, найдите свой номер СНИЛС (страхового свидетельства)  и заполняйте анкету на сайте. Не бойтесь, ничего страшного не случиться! Либо можете сходить в ближайший многофункциональный центр, где оказывают государственные услуги, с паспортом и СНИЛС — специалисты МФЦ зарегистрируют вас сами без проблем.

Начните платить за квартиру, телефон и интернет через специальные сайты (например, через систему «Сбербанк-онлайн»). Зарегистрируйтесь на сайте РЖД и покупайте через интернет билеты на поезд. После электронной регистрации при посадке в поезд достаточно показать экран мобильного телефона с электронным билетом и паспорт — и отправляться в путь.

Логически вытекающий шаг второй. Советуем применять его, когда вы уверенно освоите всё из первого пункта. Начинайте контролировать, насколько хорошо государство предоставляет свои электронные услуги, размещает информацию на своих сайтах, быстро и обстоятельно отвечает по электронной почте. Потратьте немного времени на изучение правил предоставления электронных услуг и электронного информирования — и вперёд, сеять в государственном электронном пространстве разумное, доброе, вечное.

Ксения ДЕМАКОВА,
эксперт Центра ГРАНИ

Просмотров: 622