Миф об открытости полиции разрушен

ПРПЦ продолжает рассказывать о независимых проверках Интернет-сайтов органов государственной власти. На этот раз на информационную открытость был проверен официальный сайт ГУ МВД России по Пермскому краю.

Часто полиция проявляет такую же неоправданную скрытность, как и люди других профессий

Часто полиция проявляет такую же неоправданную скрытность, как и люди других профессий

МВД, открой личико…

Почему нам необходима открытая полиция? Можно привести десятки доводов. Прежде всего, это связано с вопросом личной безопасности граждан, решением проблем, связанных с законом или его нарушением. Помимо прочего в эпоху информационного бума это ответ на вызов времени и технологий. Кроме того, находясь в «информационном вакууме» люди начинают винить во всем правоохранительные органы. В результате, полиция в сознании граждан представляется не государственным защитником прав и свобод, а карательным Левиафаном. Наконец, открытость полиции напрямую связана с правом на информацию, закрепленным Конституцией.

Начиная с Президента и заканчивая региональными руководителями управлений МВД все публично заявляют, что «полиции нужна максимальная открытость». Однако, сколько бы это не говорили, ситуация не спешит меняться. Интернет-представительства полиции до сих пор не воспринимаются ею как инструмент повышения результативности своей деятельности. Складывается ощущение, что сайт является ненужной обузой для полиции. Между тем он может позволить реально приблизить к людям «отдаленную» силовую структуру.

Инструменты открытости для полиции уже придуманы. Это Федеральный закон №8 2009 года, Федеральный закон №3 «О полиции» 2011 года и Стандарт открытости органов исполнительной власти (Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 г. №93-р). Но, как мы помним из «Града обреченного» братьев Стругацких, не так важно, хорошие или плохие законы в стране, важно – исполняются ли они. В случае полиции проблема как раз с последним.

Проверим пермскую полицию на открытость

Чтобы понять, как обстоит дело в нашем регионе, мы решили проверить официальный сайт краевого представительства МВД России на соответствие закону. Соотнеся требования и информацию на сайте «59.mvd.ru», мы пришли к неутешительным выводам.

Так простому гражданину («без связей») будет очень трудно связаться с некоторыми подразделениями и структурными отделами пермского Управления МВД, так как эта информация пропущена на сайте. Самого близкого для человека представителя полиции – своего участкового – на сайте можно найти только жителю города или райцентра, но точно не деревни. Если кто-нибудь решит сделать запрос или написать обращение в полицию, то для поиска адресата – должностного лица, в работу которого входит решение необходимой проблемы – нужно будет потратить уйму сил и времени. Ведь информация о задачах и полномочиях некоторых подразделений отсутствует.

Для общественности и бизнеса пермская полиция тоже закрыта. Нельзя найти информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ территориального управления МВД. Это не только не позволяет пермским предпринимателям участвовать в госзаказе, но и ограничивает прозрачность траты бюджетных средств.

Возможность общественного контроля тоже. Блокируется. Результаты проверок пермского МВД даны крайне ограниченно и только за 2013 и 2014 годы. И полностью отсутствуют результаты проверок внутри самой полиции. Проводятся ли они вообще? Складывается ощущение, что нет. Хотя какие это проблемы, когда даже сведения об использовании полицией бюджетных средств, наших с Вами денег, отсутствуют напрочь…

Наконец, если информация и представлена, то не всегда можно ее понять. Например, многочисленные длинные аббревиатуры не расшифрованы. Остается только догадываться, что скрывается за ними, хотя это является нарушением принципа понятности (согласно Стандарту открытости).

Между тем, сравнив открытость сайтов пермского и Главного управлений МВД России (www.mvd.ru), приходится сделать выбор явно в пользу федерального сайта. Можно заключить, что отсутствующая на сайте пермского ГУ МВД информация тоже может быть представлена в самой полной мере и служить на благо граждан.

Сайт полиции для людей

Помимо соответствия закону очень важно, чтобы информация на сайте публиковалась не для отчетности, а для людей и была полезна именно им.

Кроме соответствия закону на сайте ГУ МВД крайне необходимо наиболее полно публиковать информацию по реализации одной из главных функций данного органа власти – защиты прав человека. Например, здесь отсутствует информация о дежурных частях и условиях пребывания задержанных в камерах при них. Управление МВД должно понять, что разместить несколько документов и, возможно, фотографий не составит большого труда, но как это морально поддержит близких человека, оказавшегося за решеткой (не всегда по своей вине)! Так как информацией на сайте могут пользоваться близкие и родственники подозреваемых, правонарушителей (в том числе несовершеннолетних), то содержательно она должна быть полезна и им.

В докладах руководителей территориальных органов работа полиции представляется весьма формально, для галочки. Полицейские начальники если и представляют важную информацию, то схематично, без критического осмысления причин правонарушений. Нельзя представить, что органы МВД собираются делать для того, чтобы предупреждать нарушения.

Очень важно, чтобы полиция была открыта для граждан всесторонне. Но публикуемая информация в новостях страдает однобокостью, то есть в основном представляются победы и заслуги сотрудников правоохранительных органов, а негативная информация, описывающая проблемные зоны в деятельности полиции, появляется в новостях редко. Показывая только светлую и позитивную сторону своей деятельности, полиция оставляет на откуп гражданам домысливать «тёмные пробелы». В результате информ-вакуума и распространяются слухи о коррумпированности и воровстве полиции, «покрывании» силовиками преступников и бандитов. Стереотипное мышление людей только подпитывается «незамечанием» полицией явных проблем, что чрезвычайно негативно сказывается на отношении людей к правоохранительным органам.

Рецепты просты и известны

Своим маленьким исследованием мы не хотели оскорбить правоохранительные органы, подрывать доверие людей к институту, который должен их защищать. Главной нашей целью было показать масштабы и последствия проблемы закрытости полиции ей самой. Между тем, любая критика должна быть конструктивной. Устранение найденных проблем сайта и исполнение существующих законов пермским управлением МВД – это тот минимум, который должен быть сделан. Кроме того, сайт полиции нуждается в скорейшей модернизации соответственно потребностям рядовых граждан. Законодательство предусмотрело это. Так, согласно Федеральному Закону №8, а также Распоряжению Правительства №93-р, орган исполнительной власти может добавить профиль информации, формально не обязательный, но необходимый для увеличения результативности своей деятельности.

Работу по «открытию себя» гражданам полиции стоит начать с формирования и публикации на сайте ведомственного плана мероприятий, предусмотренных для повышения своей информационной открытости (предусмотренных Стандартом открытости). Подобный план должен содержать сроки публикации и обновления всех рубрик сайта, формы контроля за своей реализацией, и, возможно, главное – обеспечить способы обратной связи с населением края. Например, опросы на сайте можно расширить вопросами, направленными на выявление потребностей граждан в конкретных видах информации.

Наконец, пермской полиции можно порекомендовать привлекать независимых (сторонних) экспертов для оценки степени открытости ее сайтов согласно действующему законодательству (каким, например, является некоммерческое партнёрство «Инфокультура с проектом «Открытая полиция»). Это также предусмотрено Стандартом открытости.

Стоит отметить, что материалы исследования и соответствующие рекомендации переданы в ГУ МВД России по Пермскому краю. Будем ждать изменений в работе сайта.

Дмитрий Паздников,
эксперт ПРПЦ

Просмотров: 1 141