Новый путник на русской дороге

Интернет действительно преобразил нашу культурную реальность: любые арт-явления стали легко доступны в любой момент в аудио и видео-формах. Так что для того, чтобы с ними знакомиться или знакомить, не надо ждать специального повода в виде гастролей. Потому в нашем декабрьском номере мы представили вам сибирских рэперов («Иллюзий нет — надежда есть»). А сегодня мы обратимся к новому ярчайшему феномену, для знакомства с которым в поисковых системах следует набрать имя: «Игорь Растеряев».

Игорь Растеряев покоряет столицу

Игорь Растеряев покоряет столицу

Этот потрясший меня до основания вихрастый парень с гармонью и в телогрейке возник на российской музыкально-поэтической интернет-арене всего около полугода назад. В виде совершенно любительских роликов, записанных на камеру мобильника то в деревенской избе, то в чистом поле. Сегодня у его роликов уже сотни тысяч просмотров и в комментариях — множество горячих зрительских благодарных признаний. По итогам такой сетевой популярности в Москве прошло несколько его концертов. Кстати, не знаю, как живьём, но в видео-записи клубно-концертная версия Растеряева сильно теряет в обаянии по сравнению с изначальной «полевой». Хотя мои московские знакомые рассказывали мне, что собравшаяся в зале офисно-столичная публика визжала от восторга и хором подпевала его самому известному первому хиту — «Комбайнёрам».

На самом деле действительно сильных, сокрушительно талантливых песен у Растеряева пока всего несколько, меньше, чем пальцев на одной руке. На самой вершине стоят, по моему убеждению, две вещи: «Русская дорога» и, особенно, «Ромашки». По интернету разбросаны и совершенно случайные растеряевские экзерсисы, несколько просто совсем мусорных песенок, от которых хочется просто почистить сеть, чтобы не отвлекали слушателя и зрителя от настоящего. В связи с этими творениями хочется с досадой сказать молодому поющему поэту известное пушкинское: «Ты, Моцарт, сам себя не стоишь!..» И, тем не менее, удивляет то, что периода ученичества у Растеряева как такого не было. Это как если бы Высоцкий сразу бы выдал «Коней привередливых» и «Баньку по-белому».

Растеряев ищет в достаточно разных направлениях, пробует в рамках своего образа то тот, то этот музыкально-поэтический строй: то воинственно-казачий («Казачья песня»), то обратится в нового Василия Тёркина («Русская дорога»), то ударится в тоскливо-пронзительную рубцовщину («Ромашки»). В целом же жанр, в котором творит Игорь, можно обозначить как гражданская лирика, замешанная на очень подлинном, настоящем патриотизме. Он берёт для своих песен самые острые, самые больные социальные проблемы. Но при этом подходит к ним столь глубоко личностно, что не остаётся на уровне «злободневных» музыкальных полит-памфлетов в стиле нынешнего Барзыкина, а поднимается до высот лиричности, взрастающей до эпичности. В канонах выбранного жанра Растеряев и хоронит, и воспевает Русь, и незанудно зовёт к возрождению. И в большинстве своих вещей остаётся при этом светлым и оптимистичным.

В лице Растеряева мы получили, казалось, безнадёжно оборвавшуюся в русской культуре поэтическую традицию Кольцова-Некрасова-Есенина-Рубцова. Ни вышеупомянутый Высоцкий, ни Алесандр Башлачёв при всём глубочайшем моём к ним уважении к ней не относились, а были лишь стилизаторами. Растеряеву же присуща народность в лучшем смысле слова. Пускай в силу семейных обстоятельств он и принадлежит деревенской культуре лишь отчасти, а по основному месту приписки является на сегодня не крестьянином из воспеваемой им деревни Раковки Волгоградской области, а актёром петербургского театра «Буф». Подробных биографических справок давать не будем, желающие найдут все сведения там же, в сети.

Так или иначе, как это часто водится с талантами, непонятно, откуда вдруг он такой взялся. Из публикаций в СМИ не ясно, насколько тесную связь имел Растеряев с русской народной песней. Зато многие подчёркивают его близкое знакомство с русским роком, что Игорь учился исполнительству на песнях Шевчука. Мне всё-же кажется, что такое вторичное, опосредованное через рок «опыление» русской песней было бы недостаточным для запуска того процесса художественного брожения, на выходе которого мы имеем песенный шедевр «Ромашки».

…Но все слова бесполезны,
И ничего не исправить.
Придётся в банке железной
Букет ромашек поставить.
Пускай стоит себе просто,
Пусть будет самым красивым
На деревенском погосте
Страны с названьем Россия.

В эти предельно простые формы вмещается многое: и точная атмосферная бытовая деталь в виде консервной кладбищенской банки с цветами, и скорбно-пронзительная привычка к русскому фатуму, забирающему одного за другим беспутных детей нашего народа, и мимоходом — твёрдая отповедь всем случайным здешним обитателям, пользующимся знаковым определением «эта страна».

То настоящее, что сделал Растеряев, столь подлинно и ярко, и его пока столь мало, что становится страшно. Вдруг ключик, только начавший бить, иссякнет, или вода его замутится? Столько рисков, столько искушений… Лично я всерьёз полагаю, что от творческой судьбы 30-летнего Игоря Растеряева сейчас во многом зависит судьба русской культуры.

Роман Юшков

Песни в исполнении Игоря Растеряева:
Русская дорога: http://www.youtube.com/watch?v=37l7P5V1eXU
Ромашки: http://www.youtube.com/watch?v=eW5dJ8Bg_nU&p

Просмотров: 556