Право на информацию — его не дают, его берут!

Основа основ всех прав человека и любой гражданской деятельности — право на информацию. Зерно же самого права на информацию заключается в том, что каждый из нас может задавать любые, даже самые неудобные вопросы всем «государственным людям», органам власти и местного самоуправления, надзорным структурам, специализированным госучреждениям. И они согласно Конституции и федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» нам обязаны отвечать. Право на информацию позволяет нам законным образом совать нос в любые конкретные государственные и муниципальные дела.

Ограничения права на информацию есть, конечно же, и у нас, и на западе, причём как вполне оправданные, так и достаточно произвольные. Часто эти ограничения идут под предлогом борьбы за безопасность. Например, в Америке резко снизилось поле информационной свободы после известных событий 11 сентября. Важным ограничителем права на информацию является и политкорректность: бывает, что на какую-то провокационную, по мнению власти, информацию нет официального запрета, но есть негласная «нерекомендованность» публикации тех или иных фактов. В тех же США нельзя в полный голос писать и говорить о том, что большая часть уличной преступности дают афроамериканцы и латиносы. Поэтому каждому из нас надо каждый раз чётко оценивать, является ли ограничение в данном конкретном случае действительно разумным и целесообразным, и в противном случае быть готовым идти на штурм.

Надо уметь спросить за свои нарушенные права. Фото: wbur.org

Надо уметь спросить за свои нарушенные права. Фото: wbur.org

Если вы занимаетесь какой-либо гражданской активностью или журналистикой очень важно приучить чиновника к тому, что в вашем случае отказ или отписка ему просто так с рук не сойдут. Что ему в любом случае все равно придется рано или поздно дать содержательный ответ. В наших условиях важно показать чиновнику, что как минимум конкретно с вами манкировать их информационными обязанностями нельзя. Обязанность чиновников следовать принципам прозрачности прописана в регламентах и других нормативных документах, но… Потрудитесь, вас запомнят, и потом с вашей репутацией вам будет уже легче.

В целом по обеспечению права на информацию в России есть неплохая правовая база. В Конституции и в различных законах необходимость предоставлять информацию достаточно хорошо прописана. С другой стороны, мы все прекрасно знаем, что строгость российских законов компенсируется их неисполнением. Поэтому бюрократическую и иную леность сплошь и рядом приходится преодолевать какими-то дополнительными усилиями.

Вот взять, к примеру, обязанности врачей. На сегодня они должны информировать больного о его диагнозах, объяснять, почему назначено то, а не иное лечение, почему прописаны те, а не иные процедуры, четко проговаривать объем возможных бюджетных медицинских услуг (по страховому полису) и объем возможных коммерческих услуг. Все мы знаем, что это редко выполняется.

Или же если мы говорим о правах потребителя, то в соответствующем законе мы видим, что производители обязаны точно сообщать на упаковках и в сопровождающих сертификатах из чего сделана продукция, какие в неё включены добавки, содержатся ли генетически модифицированные организмы, или нет – все это хорошо прописано. Но это тоже отнюдь не всегда работает! Почему? Потому что никто этого всерьёз не требует и не спешит обращаться с жалобами в Роспотребнадзор. Нынешний потребитель родом из Советского Союза, даже если он молод, не привык к реальному отстаиванию законности – для него это экзотика, реагировать на нарушение прав письмом в ту или иную инстанцию.

Возьмём состояние окружающей среды — это то, что уж точно касается каждого из нас и соответственно каждому естественно интересоваться этим. И потому согласно экологическому законодательству мы имеем полное право запрашивать и получать сведения о состоянии воздуха, которым дышим, о составе воды в водоёмах, о вкладе различных предприятий-загрязнителей в общий фон, о зафиксированных нарушениях и о том, кто понёс за них ответственность. Обращаться по этому поводу следует в Государственную инспекцию по охране окружающей среды Пермского края, в краевое управление Росприроднадзора или в органы местного самоуправления, где тоже есть эта информация.

Аналогичным образом обстоит дело с информацией о безопасности промышленных и технических сооружений. Если вам показалось, что мост, по которому вы ходите или ездите, не очень надёжен, шлите запрос в Западно-Уральское управление Ростехнадзора.

А если у вас возникли вопросы в связи с тем, как управляют регионом, например, как и на что тратится наш с вами бюджет и почему так, а не иначе, вы можете задать любые вопросы краевому правительству или непосредственно губернатору. И точно также — с любыми муниципальными проблемами и решениями, принимаемыми главой местной администрации.

Итак, как же добиться информации — и простому обывателю, которого прижала жизнь, и журналисту, которому эта информация нужна для публикации, и гражданскому активисту — для решения большой или малой общественной проблемы? То есть речь об информации и личного, и публичного применения. Прежде всего, отправить запрос в электронной или бумажной форме. У многих людей существует предубеждение, что не ответят – это неверно! Сегодня уже ответят наверняка. Если вдруг нет – пишите в прокуратуру. Есть и с прокуратурой не получилось, или же в результате всех усилий ответ пришёл не по существу, отписка – то хорошо бы не полениться составить иск в суд.

Если же вы всё равно не можете получить ту или иную информацию – обращайтесь к нам в Пермский региональный правозащитный центр. Будем бороться вместе.

Артём Беззастенчивый

Просмотров: 501