Право на информацию: возможности, риски, перспективы

Защита права на информацию – одно из важных направлений деятельности Пермского регионального правозащитного центра. Беседу о том, насколько актуально данное право на сегодняшний день и как оно влияет на качество жизни пермяков, мы ведем с директором ПРПЦ Сергеем Исаевым.

Сергей Исаев

Сергей Исаев

- Прежде всего, Сергей Владимирович, хотелось бы поговорить о том, какова сущность права на информацию.

- Право на информацию – естественное право, в котором фиксируется присущее человеческой натуре стремление познать. Каждый человек сегодня в той или иной мере получает и перерабатывает информацию, удовлетворяя, в том числе, свой законный интерес иметь полную информацию о  вариантах действий в ситуации выбора идеологических, духовных и общественных ценностей, выбора уровня жизни, места работы и др.  Поэтому, каждый человек должен иметь беспрепятственный доступ к государственным информационным ресурсам. Мы это  называем «право на справку». Реализация данного права связана также с «правом народа знать», насколько эффективно и целесообразно представители различных ветвей власти выполняют перед народом свои обязанности. От уровня открытости правительства, зависит уровень демократичности общества. «Открытое правление» повышает ответственность власти перед народом и в этом мы видим фактор модернизации российского общества. Есть прямая связь этого права с другими правами человека, реализация которых без него невозможна.

- Соблюдение каких прав зависит от реализации права на информацию?

- Это касается большого перечня личных свобод человека, политических, процедурных, социально-экономических и культурных прав человека. Право на личную свободу, свобода мысли, убеждений, свобода информации, право на справедливый суд и другие, по-видимому, вне связи с правом на информации просто не могут существовать. Естественно, право на информацию сопряжено со свободой слова, с возможностью каждого человека беспрепятственно выражать свои взгляды и отстаивать свои идеи. Единственное ограничение: идеи должны быть человеческими. На распространение античеловеческих идей налагается запрет. Могут быть и другие основания для ограничений права на информацию. Например, когда повышенный интерес власти или СМИ к человеку входит в столкновение с правом на  неприкосновенность частной и семейной жизни. Поэтому понятно, что право на информацию необходимо защищать от злоупотреблений. Отсюда — защита персональной информации и закон «О персональных данных» (ФЗ № 261 от 2011 года).

- У ПРПЦ начинается двухгодичный проект под эгидой Организации Объединенных Наций, посвященный реализации и соблюдению права на информацию в нашем крае. Как возникла идея проекта?

- В 2007 году развитие права на информацию отслеживала Пермская гражданская палата. Нам же захотелось провести новые замеры, чтобы понять, насколько динамично это право развивается нормативно и реализуется на практике. Сегодня более 30 федеральных законов, регламентирующих порядок предоставления информации. Казалось бы вопрос доступности информации должен быть решен. Но при этом, например, документ с грифом «ДСП» вводит значительные ограничения прав человека. При том, что такие ограничения могут вводиться не иначе как на основании федерального закона. Увеличился спектр информационных услуг: это и электронное правительство, и предоставление госуслуг, и прочие вещи, связанные с административной и другими реформами в России. Вот тут и возникает вопрос о желаемом и действительном. Думаю, что с нами многие согласятся — законодательные и практические новации должны соответствовать демократическому развитию страны и улучшать уровень жизни населения. Так обстоит далеко не всегда. К сожалению, наш пермский опыт в этом очень показателен. Так в недавнем прошлом губернатор Чиркунов посчитал неуместным, ненужным, может быть даже вредным информировать общество о реформах в сферах образования, здравоохранения, социального обеспечения, муниципального управления и др., обсуждать с обществом их социальные последствия для населения края. Между тем, именно информированность – одно из важных условий проведения любой реформы, её отправная точка, так как через информацию человек усваивает полезные смыслы социальных изменений, узнает о механизмах активного включения в этот процесс.

А в Пермском крае есть структуры, заинтересованные в эффективной реализации права на информацию?

- Среди чиновников безусловно есть определенное понимание того, что вложения в развитие права на информацию способствует обновлению страны. Есть и практические примеры очень продуманного отношения должностных лиц к этому праву. Но есть и другие примеры. Так, недавно мы — члены рабочей группы Общественного совета Главного управления МВД по Пермскому краю, говорили об информировании граждан учреждениями полиции. Этому разговору предшествовала проверка представленной в городских отделах внутренних дел визуальной информации. Надо сказать, что информации в отделах много, но подана она весьма хаотично, неудобно размещена и непонятно изложена.  Часто мешают пониманию аббревиатуры, типа начальник СО (следственного отдела) или начальник ОРЛС (отдел по работе с личным составом)». Судя по всему, за наполняемостью этой стендовой, панельной информации никто не следит. Рабочая группа направила в адрес начальника Главного управления МВД по Пермскому краю рекомендации по упорядочиванию всей информации, представленной в отделах полиции.

- Почему особенно важно говорить о реализации права на информации применительно к полиции?

- В последнее время правоохранительные органы подверглись существенному реформированию. И это не только полиция, это и прокуратура, и следственный комитет и Федеральная служба исполнения наказаний. Важно, чтобы этот процесс сопровождался известной прозрачностью, учитывал общественные интересы и потребности гражданина. В это главный смысл реформ.

- Проект будет исследовать соблюдение и реализацию права на информацию только в полиции и Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН)?

- Не только. Объектами наших усилий являются и административные органы. Мы постараемся проанализировать работу ряда федеральных и местных ведомств. В четырех муниципальных образованиях мы проведем замер реализации права на информацию. Мы будем проводить экспертные интервью, контрольные закупки и анализировать документы. Безусловно, мы посмотрим и на электронную активность органов власти.

- Зачем право на информацию обывателю? Что оно ему дает?

- Под обывателем мы понимаем того, кто хотел бы заниматься только «своим огородом»? Тогда давайте возьмем, к примеру, пенсионера. Какая информация ему необходима? По нашему опыту, его часто интересует пенсионное, налоговое, семейное и др. законодательство, стоимость проезда на транспорте, тарифы ЖКХ. Новые социальные и экономические отношения задевают личные интересы пожилого человека раздражающе часто. Тут особенно важно устранить все барьеры в доступе к информации, снизить затраты на ее поиск и толкование. Сделать эти годы жизни человека более комфортными и защищенными от рисков.

- Кому выгодно саботировать право на информацию?

- Надеюсь, что никому. Однако с сознательным ограничением доступа к информации или искажением информации сталкиваться приходится едва ли не постоянно. Выше уже упоминались связанные с этим ситуации. Добавим к этому отказ Законодательного собрания предоставить информацию о итогах голосования депутатами, отказ КРУ предоставить информацию о проведенных проверках. В связи с новым провалом в Березниках, возникает вопрос об объективности и полноте известной сегодня информации по этой техногенной катастрофе. По-моему, за многими подобными отказами стоят не просто нерадивые чиновники, но негативно воспринимающие изменения в обществе люди. Возможно они считают, что от знания возникают излишние нагрузки на органы власти или, что от от понимания  общественностью правил работы того или иного госучреждения снижаются его управленческие возможности. Эти люди, на мой взгляд, против «права народа знать» и против контроля общества над властью, но сегодня они должны считаться с возрастающими требованиями обеспечения права или оставить государственную службу.

Мария Черемных

Просмотров: 547