Школа как непаханое информационное поле

Мы живем в мире стремительно нарастающих информационных потоков. Необходимость работать с информацией – один из наиболее актуальных навыков гражданина. Ведь неумение работать с различными  информационными источниками не дает возможности защищать собственные интересы. Школа – то место, где молодые люди социализируются, приобретают первые (и, как правило, основные) навыки жизни в обществе.

Согласно новым федеральным образовательным стандартам, на которые сейчас переходит система российского образования, работа с информацией – один из важнейших механизмов, позволяющий вырастить человека, «активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества», «уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов». Стандарты эти по-настоящему инновационные, поскольку действительно ориентированы на взращивание активных, социально-ответственных людей, способных не вредить окружающему миру и изменять его к лучшему. Но по горькому опыту многолетней работы в сфере образования знаю: ничто не спасет хороший замысел от дискредитации при некачественной реализации. Так погибла система развивающего обучения, таковы риски и для новых образовательных стандартов.

Давайте посмотрим на школу как на некое информационное пространство, в котором взаимодействуют субъекты, то есть люди равноправные и друг друга уважающие. Информационная открытость и прозрачность – один из важных современных трендов демократизации общества, взятый на вооружение чиновниками разных уровней. Думается, что и школа должна быть открыта для детей и родителей, а стратегии взаимодействия должна строиться на уважительном отношении и по понятным для всех сторон правилам.

Подлинный дневник полной невзгод и опасностей школьной жизни Тараса Черемных, ученика 2 "В" класса

Подлинный дневник полной невзгод и опасностей школьной жизни Тараса Черемных, ученика 2 «В» класса

Дневник как послание

Все, кто хоть раз открывал дневник школьника, наверно, впадали в задумчивость. Я вот часто впадаю. Смысл многих учительских записей непонятен не только с первого прочтения, но и после глубокого и вдумчивого анализа. «Куда бежать? Что делать?» — вопросы возникают, а ответы, увы, не появляются. Дневниковые записи это отдельный жанр, демонстрирующий коммуникативную компетентность педагога. Особенно в начальной школе, когда дети не вполне самостоятельны. Обычно сообщения в дневнике порождают две реакции: страсть к расследованиям или жажду разборки с непутевым чадом, позорящим семью.

Интересны надписи обязующего характера, подкрепленные глаголами повелительного наклонения: «Сдать…», «Явиться…», «Обеспечить…». Когда я по осени увидела: «Собираем на окна по 1 тыс. руб.!» (орфография сохранена), я тихо удивилась: вроде с поборами в школах активно борется прокуратура. По весне уже рукой ребенка написано о необходимости «принести 1.250 руб.». На что, думаете? Дошла, узнала – на рабочие тетради. За полгода до 1 сентября. Бизнес подход?! Почему бы и нет… Однако в это же время — никакой информации по ребенку, касающейся образовательного процесса, качества освоения программы, необходимости чего-то дотянуть или улучшить не дается. Даже задание узнать – почти детектив. Сын болеет. Звоню учителю, подгадав к звонку с последнего урока. Каково же мое удивление, когда на вопрос о задании звучит изумлённо возмущённое: «Я уже стерла!». Имеется в виду, задание с доски стерла, на память не скажет и посмотреть, полагаю, некуда.

Думала, что на родительском собрании скажут что-то о возможностях-способностях, необходимости дополнительных усилий. Ничего! Ну, кроме спорных оценочных суждений о том, что класс под литерой «в» на многое претендовать не может. И это в Перми, где серьезные образовательные традиции, и где борьба с дискриминационным отбором в классы («умных» – в «А», «дураков» — в «В» и далее) ведется много лет.

Важно, чтобы информационные потоки направились не только на контроль, но и на развитие, помощь, сотрудничество. Обмен информацией между педагогами и родителями должен вестись в интересах ребенка, а не по принципу «против кого дружим».

Сайты и стенды

Дневник, разумеется, не единственный ресурс взаимодействия. Вы когда-нибудь пробовали коммуницировать с администрацией школы через сайт? Мне такой механизм поначалу очень даже приглянулся. Зашел, написал, письменный ответ получил. Но выяснилось, что здесь несколько проблем. Ответы приходят в весьма бюрократичной стилистике с многочисленными отсылками на устав школы (я же его наизусть знать должна!). Далее — обращение с вопросом порой воспринимается администрацией школы как начало конфликта, который необходимо загасить. Подходит ко мне как-то учитель и говорит: «У вас если вопросы есть, так вы их мне задавайте лично. Чего вы сразу на сайт пишите?! Нас ругают за обращения родителей». «Подставлять» учительницу не хотелось, и писать я перестала. Но тем самым лишилась удобного и простого сервиса, обеспечивающего открытость. А ведь госуслуга, которой, безусловно, является получение среднего образования в муниципальных школах, должна быть не только доступной, но и оснащенной различными сервисами.

Еще одним из параметров, характеризующих информационное пространство школы, является оформление стендов. Как родитель я как правило, наблюдаю стенды первого этажа «своей» школы. Охарактеризовать их могу следующим образом: стенды в холле при входе наполняются под девизом: «Куда пойти, куда податься, или кое что о чем-нибудь». Информационные листки и плакаты, размещенные на стенде, рассказывают о секциях, клубах, в основном, спортивных, а также о различных мероприятиях развлекательного свойства. Проверяется ли данная информация, есть ли отбор по полезности и целесообразности, отвечает ли школа за качество тех услуг, которые продвигает, предоставляя свои стенды как рекламную площадь? Не знаю. Скорее всего, нет. Косвенным доказательством может служить высказывание одного из заместителей директоров по воспитательной работе. Цитирую: «К нам приходит много предложений из коммерческого и некоммерческого сектора: то выставки какие-то проводим в актовом зале, то театральные постановки у нас показывают. Сами приходят, информацию размещают. На прошлой неделе театрализованная выставка оригами, до этого театр выступал, потом по правилам дорожного движения предлагают театральную постановку. С одно стороны – хорошо, с другой – это все связано с финансами, и все ложится на классного руководителя, который собирает деньги, организует детей. Где-то мы соглашаемся, где–то отказываемся, потому что очень дорого». Обратите внимание, дорого – единственный критерий отбора. А предполагается, что в образовании должны думать еще и о других эффектах: воспитательном, интеллектуальном, социальном и проч.

Далее в коридорах школы я наблюдаю стенды об истории спортивных достижений. Выпускники прошлых лет глядят на тех, кто теперь бегает по школьным коридорам. Монументально, но ничего о настоящем, о здесь и сейчас. Понятно, что регулярно обновлять стенды дорого и хлопотно. Но думается, что первые навыки работы с информацией дети обретают в школе, и от того, как организовано это пространство, во многом зависит их виденье мира.

Важно, чтобы информационное пространство школы было организовано на демократических основаниях, предполагающих доступ к различным информационным ресурсам, объективность, партнерские отношения и готовность всех сторон считаться с мнением другой стороны. Чья это забота? Полагаю, что общая, поскольку практика школ с демократическим укладом в нашей стране минимальна. Соблюдение права на информацию в образовательных учреждениях дает возможность гражданам понимать, в какой среде находятся их дети, влиять и участвовать в улучшении  школьной жизни.

Качественное осуществление реформы образования сейчас, безусловно, составляет наш общий интерес. Я бы всем, кто так или иначе со школой связан, рекомендовала ознакомиться с новыми стандартами. Что мы там имеем? Имеем мечты о том, кто и каким должен из наших школ выпускаться. А вот как пойдет реформа, какими способами и методами, на каких ресурсах, под чьим контролем и ответственностью – во многом зависит от общества. Ведь причастны к этому все мы, ходящие по улицам и надеющиеся иметь социальную и прочую стабильность. Дети – наше будущее, но начинается оно в настоящем, с реальной демократии по обе стороны учительского стола.

Мария Черемных

Просмотров: 681