Социально ответственный детектив

Жан-Кристоф Гранже «Империя волков». М.: издательство Иностранка, 2004, серия «Лекарство от скуки»

Жан Кристоф Гранже, детективщие-интеллектуал. Фото: etraf.info

Жан Кристоф Гранже, детективщие-интеллектуал. Фото: etraf.info

Имя Жана-Кристофа Гранже уже стало сертификатом качества современной развлекательной европейской литературы. В ней есть все, что необходимо жанру «крутого action», автор мастерски владеет законами «suspense», то есть бессонная ночь читателю гарантирована. Но в его книгах есть также и то, что отличает их от подобных талантливых образцов этих жанров в Америке, стране их происхождения. Это стремление к метафизическому обобщению, попытка выйти за рамки традиционного жанра и привнести в типично развлекательный сюжет проблемы, которые волнуют народ, страну, каждого современного человека, а не только вымышленных героев произведения. И в этом отношении произведения Гранже — типичный продукт эпохи постмодерна, мешанина стилей и жанра. И ещё одно «но»… — опять вечное «но», которое присуще всем по-настоящему талантливым произведениям в любом жанре.

Действие «Империи волков» разворачивается на основе наиболее актуальных мировых событий – международного терроризма и торговли наркотиками. Объектом внимания Гранже, склонного к глубокому социальному погружению в проблему, которая используется в сюжете его произведений, на этот раз стала турецкая диаспора во Франции. А, значит, неизбежен переход к истории турок как этноса и анализу — скорее, статистическому отчету, — политического и социального положения в современной Турции. Склонность автора к обобщениям сказывается на этот раз (а, вернее, проявляется более последовательно) не только в отдельных художественных вставках и размышлениях героев, но в характере развития самого сюжета. Здесь как будто нет единого героя, каждый из действующих лиц вызывает симпатию, и мы готовы следовать за ним до конца произведения. Но автор неожиданно подрывает наше представления о типичном развитии сюжета, характерного для выбранного им жанра, тем самым подталкивая нас исподволь к мысли об относительности любой правды, любого человеческого стремления, любых достоинств и недостатков свойственных человеку. Мы проходим с автором через правду сурового и жестокого мира мужчин, через правду человека, верящего в справедливость, мир и счастье на земле для себя и своих близких, правду национального возрождения умирающего этноса, правду свободы человека в этом мире. А завершающий сюжетный аккорд автора не дает нам возможности сделать вывод о моральном предпочтении самого автора. Случайность это или высшая закономерность, которую нам не дано пока понять? Но автор не забывает и о выбранной им литературной основе. Жестокие ритуальные серийные убийства, эксперименты с человеческим сознанием для создания нового «матричного» человека, таинственная политическая боевая секта-организация, торговля наркотиками… Все это способно заставить быстро и сладостно биться сердце любого поклонника детектива.

Увлекательности произведения способствует удивительная способность автора к воспроизведению и разных стилей, и, что более поразительно, их гармоничному сочетанию в рамках одного произведения. То действие в романе несется как скоростной экспресс, фразы лаконично и емко выстроены, то становится академично-научным, и, наконец, напряженно повисает как распевное тягучее пение муэдзинов в раскаленном воздухе восточного города…

«Империя волков», наверно, лучшее на сегодняшний день произведение Гранже. Может быть, не такое увлекательно-шокирующее как его предыдущий бестселлер «Пурпурные реки», но более логично и стилистически выдержанное, оставляющее пространство читателю для собственных выводов и размышлений, как бы иронично не звучало это по отношению к жанру детектива. Серьезное и развлекательное… Кто знает, может быть, это начало долгожданного ренессанса культуры.

Cергей Максимов

Просмотров: 502