Спекулянты толерантностью

Было так. Отстаивая свободу слова, нам, как правило приходилось бороться с государственными органами. Именно бюрократа мы привыкли видеть на месте силы, наступающей на наше право говорить, слышать, читать, знать. Но, вероятно, времена меняются. А вместе с ними меняются и угрозы, и их источник.

Два живых классика: израильтянин Исраэль Шамир и пермяк Алексей Иванов. Фото: Роман Юшков

Два живых классика: израильтянин Исраэль Шамир и пермяк Алексей Иванов. Фото: Роман Юшков

В конце апреля в зале Пермского государственного национального исследовательского университета состоялось выступление известного русско-израильского писателя Исраэля Шамира. Он приехал в Пермь в рамках просветительского проекта «Русские Встречи», проделав далёкий путь из Тель-Авива через Париж, Франкфурт-на-Майне, Москву. Многие пермяки ждали его с нетерпением. Тему своей лекции гость несколько озорным манером обозначил так: «Всё, что вы хотели узнать о евреях, но стеснялись спросить». Забегая вперёд, скажу, что выступление Шамира прошло успешно, была глубокая и интересная интеллектуальная дискуссия с залом, в котором совершенно мирно сошлись русские и еврейские националисты, университетская профессура и представители разных религиозных конфессий, чиновники и журналисты. Лектор погружался то в культурологию, то в политологию, то в религиоведение, походя развеивал равно юдофобские и сионисткие пропагандистские мифы, приводил интереснейшие факты, трактовки, идеи. Впрочем, любой желающий может легко найти видеозапись состоявшейся встречи в интернете и оценить всё самостоятельно. К слову, столь же спокойно, обстоятельно и содержательно прошли эфиры Исраэля Шамира на «Эхе Перми» и на «УралИнформТВ», разговор в редакции газеты «Звезда».

А сейчас осталось сказать, что эта очень ценная для многих университетская встреча с общественным деятелем мирового уровня могла не состояться. К этому прилагались серьёзные усилия. За несколько дней до прилёта гостя в город члены пермской религиозной общины «Хабад Любавич» обратились с письмом в ректорат ПГНИУ и аж в приёмную президента Путина с выражением «серьёзной озабоченности» и с требованием запретить выступление Исраэля Шамира в зале университета. Текст этого письма, опубликованный впоследствии на некоторых израильских интернет-сайтах, полон злобных, вздорных и клеветнических измышлений в адрес писателя. А главное очень «актуально» сдобрен спекулятивными ссылками на президента Путина, неуклонно ведущего нас путём борьбы с ксенофобией и экстремизмом в эру счастья и полнейшей толерантности. В финале авторы этой кликушеской писанины грозно сообщали ректору ПГНИУ, что будущее выступление расценивают ни больше, ни меньше как сознательное разжигание межнациональной розни. Короче, о ужас! — должны были подумать все получатели этого письма. А помимо прочего его идейный вдохновитель, глава пермской хаббадской общины Залман Дайч обратился ещё и в Центр по противодействию экстремизму, увещевая полицейских, что в Перми готовится настоящая экстремистская акция, которая дестабилизирует ситуацию в городе. Надо было видеть потом в зале бедных борцов с экстремизмом с осоловелыми глазами, честно вслушивающихся в цитаты из древних литературных источников и прихотливые философические экзерсисы лектора…

Чем же было вызвано это письмо? Тут придётся сказать ещё пару слов о выступавшем. Исраэль Шамир — герой ярчайшей биографии, действительно человек неординарный, любитель развенчивать устоявшуюся ложь и срывать маски с различных считающихся респектабельными физиономий. Родился в Новосибирске, эмигрировал в Израиль, служил там в десантных войсках, воевал в 1973 году в войне Судного дня. Впоследствии пережил духовный и идеологический перелом. Ярчайший публицист, пишущий на английском, русском и иврите и легендарная общественно-политическая фигура. Его эссе переведены на французский и испанский, итальянский и шведский, японский и арабский. Его статьи на русском печатаются в «Комсомольской правде», «Завтра», во многих журналах и на многих сайтах. Автор прославивших его книг: «В стране Сосны и Оливы», «Проклятие избранного народа», «Хозяева дискурса», переведённой на многие языки мира «Каббалы власти». Шамир сотрудничает с «Викиликс», дружит с Джулианом Ассанжем и занимается обработкой и публикацией архивов Госдепа США. Занимает четкую политическую позицию против американо-израильской гегемонии. Несколько лет назад Шамир крестился в православную веру, стал прихожанином Православной Церкви Иерусалимской. Он выступает за полное равенство евреев и неевреев на всей территории Палестины и Израиля, за что считается «антисемитом» в некоторых политических кругах. А ещё он плохо относится к любавичским хасидам. Имеет человек на это право? Конечно имеет! Разве закон обязывает нас любить и прославлять все религиозные и этнические группы? Совершенно нет: право на нелюбовь и неприязнь и возможность их высказать в законной форме — важнейшая часть нашей свободы слова.

А сейчас пара слов про любавичских хасидов. Община «Хабад Любавич» в лице её американского руководства находится в состоянии конфликта и судебных разбирательств с Российской Федерацией: хасиды требуют передать им так называемую библиотеку Шнеерсона, являющуюся культурным достоянием России. «Хабад Любавич» даже в еврейском мире имеет репутацию религиозных радикалов, яростно пропагандирующих идею еврейской исключительности по отношению к неполноценным гоям (неевреям). Глава самой авторитетной еврейской организации Российского Еврейского Конгресса Евгений Сатановский называет их еврейскими ваххабитами. А известный харьковский иудейский деятель Эдуард Ходос написал про них книгу под названием: «Еврейский фашизм, или Хабад — дорога в ад». Между тем, в Перми «Хабад Любавич» по мнению экспертов пользуется активной протекцией губернатора Виктора Басаргина. Возможно, это следствие связки Басаргина с израильским миллиардером Леви Леваевым. В настоящий момент ведутся переговоры о передаче этой общине крупного земельного участка в историческом центре Перми под строительство многоэтажной синагоги. «Хабад Любавич» регулярно проводит свои религиозные праздники почему-то в детском светском учреждении: в театре кукол и вообще, судя по всему, весьма влиятелен в пермских коридорах власти и в правоохранительных органах.

Хасидские лидеры Израиля и всего мира на протяжении долгого времени выступают с яростными нападками на Исраэля Шамира. Радикальные иудеи не могут простить литератору его переход в православие, а также его принципиальное требование равных прав для евреев и не-евреев на Святой Земле. И, разумеется, собственно, то, что Исраэль Шамир не любит «Хабад Любавич». Их разница состоит лишь в том, что Шамир не мешает любавичским хасидам пользоваться свободой слова, а они ему, как выяснилось, мешают.

Слава богу, у университетского руководства хватило здравого смысла не обратить особого внимания на истеричные хасидские писания, и мероприятие благополучно состоялось к удовольствию всех его участников. А нам, очевидно, необходимо делать выводы: свободе слова бросаются новые вызовы, на этот раз религиозно-этническими фундаменталистами. И быть готовыми защищать свои демократические завоевания от воинствующего средневековья, взявшего на вооружение «толерантную» демагогию.

Роман Юшков

Просмотров: 720