Спите спокойно, тревоги не будет!..

Право на получение актуальной информации в приемлемые сроки является, как известно, основой основ и условием реализации всех остальных наших прав. Это вполне очевидно: не владеешь ситуацией, не знаешь, чего требовать — ничего, соответственно, и не получишь. Поэтому ПРПЦ и Пермская гражданская палата предприняли попытку выяснить, как же соблюдают право на информацию органы местного самоуправления (МСУ) в Пермском крае. Ведь именно муниципалитеты — это тот уровень власти, с которым мы чаще всего повседневно имеем дело. Для объективного изучения были взяты Пермь, Березники, Чайковский и Чернушка. Исследование было выполнено в рамках проекта «Защита права на информацию в Пермском крае», поддержанного Фондом демократии ООН.

Запас информации — один из главных ресурсов чиновника. РИСУНОК: SRO-RUSSIA.COM

Запас информации — один из главных ресурсов чиновника. РИСУНОК: SRO-RUSSIA.COM

Трудности начались с самого начала. Предполагалось, напомним, узнать на сколько хорошо удовлетворяют наши информационные потребности именно органы МСУ. Однако, тут же выяснилось, что многие граждане не выделяют МСУ из ряда других органов власти и организаций, оказывающих нам услуги. Точнее, многие вообще не обращают внимания на то, с каким именно органом власти они решают свои проблемы: федеральным, региональным или местным. Более или менее чётко по уровням власти граждане дифференцируют только первых лиц (президент, губернатор, мэр) и представительные органы власти (Государственная Дума, Законодательное Собрание, Городская Дума). Впрочем, Законодательное Собрание и гордуму многие уже путают.

На фокус-группах выяснилось, что примерно половина участников вообще считают частью МСУ управляющие компании (то есть сугубо коммерческие организации) и даже ТСЖ.

Неожиданно выяснилось, что подавляющее большинство граждан (97%) удовлетворены сроками получения ответов на свои обращения: 97% получили ответы «сразу», «в течение месяца» или в срок «менее месяца». Более того, оказалось, что 53% опрошенных в той или иной степени удовлетворены и самими полученными ответами и только 15% однозначно недовольны.

Самый эффективный и устраивающий граждан способ информирования, по мнению многих опрошенных — публичная встреча с главой поселения. Благо, это практикуется сейчас во всех исследованных муниципалитетах.

В обращениях граждан в органы МСУ доминируют жалобы, просьбы, требования. А вот, к примеру, предложения от граждан в органы МСУ почти не поступают. Это подтверждают и руководители муниципальных ведомств. В тематике обращений в органы МСУ преобладают вопросы благоустройства и ЖКХ (26%), льготы и социальная поддержка (21%) и земельные вопросы (11%). И только 45% опрошенных обращались в органы власти с собственно информационными запросами. Из них почти половина делали это не чаще «1 раза в несколько лет», остальные — «1 раз в год» или «несколько раз в год».

Таким образом, в целом можно сказать, что в отношении органов МСУ граждане чаще жалуются и требуют, реже спрашивают и почти ничего не предлагают.

По предпочтению способов обращения в органы МСУ граждане делятся примерно на три равные части: примерно треть предпочитает обращаться письменно, ещё треть – через электронные средства связи и чуть менее трети – на личном приёме или по телефону. Как и следовало ожидать, электронные запросы удобнее для молодых и людей среднего возраста, а личный приём предпочитают пожилые люди.

Основная выявленная в исследовании «информационная проблема» с органами МСУ это отсутствие адекватной и оперативной информации в чрезвычайных случаях, будь то «березниковский провал», «пермские неприятные запахи» или неожиданное отключение воды или электричества во всём поселении или в отдельном его районе. Таким образом выявилась периодическая потребность людей в срочном, чрезвычайном информировании и неспособность органов МСУ адекватно на неё реагировать. В интервью представители МСУ подтвердили, что действительно иногда у населения имеется спрос на срочную информацию, и никаких специальных механизмов доведения такой информации действительно не существует. Такое срочное информирование горожан происходит традиционными средствами — через местные СМИ, объявления на информационных досках и т.п. — с неизбежным временным опозданием.

Это значит, случись что серьёзное, связанное или не связанное с ЧС, социальная напряжённость во многих территориях Пермского края гарантирована, поскольку у местных органов власти не существует специальных «информационных регламентов», описывающих срочное, чрезвычайное и массовое информирование граждан.

По данным пресс-службы Пермской гражданской палаты

Просмотров: 592