Вслед за загадочной шведской женщиной

Стиг Ларссон «Девушка, которая играла с огнем» (FLICKAN SOM LEKTE MED ELDEN), перевод И. Стреблова, издательство «ЭКСМО», Москва, издательство «ИД ДОМИНО», Санкт-Петербург, 2012.

Поклонники классического детективного романа, берегитесь! Этот шедевр мировой литературы вам стоит обходить как можно дальше. Посудите сами. Создать остросюжетное произведение, как того требуют законы жанра, в романе объемом более 500 страниц. Удерживать внимание читателей в постоянном напряжении на всем протяжении развития событий книги. Да это просто противоречит здравому смыслу!

Стиг Ларссон, создатель образа новой шведки

Стиг Ларссон, создатель образа новой шведки

И тем не менее… Сухие факты свидетельствуют о небывалой популярности детективной трилогии Ларссона «Девушка …». Роман побил не только рейтинги продаж у себя на родине в Швеции (что еще хоть как-то объяснимо), но шагнул далеко за пределы европейского континента. Миллионные тиражи продаж по всему миру, права на экранизацию приобретены крупнейшими кинокомпаниями мира. За короткое время после создания трилогии запущена уже ее вторая экранизация. Причем, как говорят, «на самом высоком уровне». Голливудские компании привлекли к экранизации романа одного из знаменитых современных режиссеров саспенса Дэвида Финчера, автора ставшего уже классическим фильма «Семь» и которого уже сейчас наградили титулом современного Хичкока. Да и на главные роли выбрали далеко не малоизвестных актеров. Роль журналиста Микаэла Блумквиста, например, играет Дэниел Крейг, сегодняшний экранный Джеймс Бонд.

И все-таки… Наверно вряд ли кто-то будет оспаривать, что роман больше напоминает ряд журналистских публикаций необъятной продолжительности. Автор легко позволяет себе жертвовать темпом и логикой развития событий, например, с тем, чтобы придать большую убедительность придуманным им образам. И, надо отдать должное, именно в этом он преуспел, как никто. Итак, Микаэль Блумквист, журналист средних лет, и Лисбет Саландер, девушка-хакер, обладательница трудного характера и разного рода талантов, начиная от фотографической памяти до уникальных математических способностей, с помощью которых она решает математические уравнения, за которые в «обычной жизни» дают нобелевскую премию. Если б можно было отпустить их со страниц романа, то они бы наверняка продолжили свое путешествие по страницам других книг, как продолжают свое путешествие после смерти их авторов Конан, Шерлок Холмс, Фантомас. Автору настолько ярко, убедительно и увлекательно удалось вписать эти архетипические образы в современные реалии нулевых, что, наверно, ни у кого не поднимется рука обвинить его в безнадежном романтизме. Ну кто бы в уме и здравой памяти начал выстраивать романную биографию Лисбет Саландер так, как она описана у Ларссона. Незаконнорожденная дочь русского наемного убийцы, за попытку убийства отца помещенная в психиатрическую клинику, лишенная дееспособности, выполняющая сложнейшие работы по сбору информации для частного сыскного агентства, укравшая три миллиарда евро у банкира мафии, получившая ранение в голову и, будучи заживо похороненной, сумела выбраться из могилы и ранить топором одного из напавших на нее, а другого человека-гиганта, обладателя невероятных физических данных, просто напугать. В таком кратком изложении это выглядит, как черная пародия в стиле трэш-детектива так, что прямо возникают аллюзии с тарантиновским «Убить Билла».

Не менее фантастическими выглядят способности другого главного героя, журналиста Микаэля Блумквиста. Он не только оказывается в нужное время в нужном месте, но и с легкостью раскрывает преступления, не обладая ни возможностями, ни профессиональными навыками правоохранительных органов или хотя бы частных сыскных агентств. Конечно, можно попытаться списать все эти преувеличения за счет того, что Швеция не отличается размахом в числе серийных убийств и богатой событиями работой разведслужб. На фоне этих национальных особенностей характеры и судьбы главных героев трилогии должны, действительно, выглядеть уникальными. Но дело, скорей всего, в другом. Именно эти события в жизни героев являются несущественными с точки зрения создания их образов и в большей степени служат оправданию развития сюжета. Более привлекательным и близким для читателя как раз сами образы главных героев. Их бытовая неустроенность, одиночество и вместе с тем одержимость общечеловеческими идеалами справедливости и поиска истины.

Немного культурологии. Это уже не первое североевропейский детектив, главной героиней-детективом которого становится одинокая неустроенная в жизни и в быту женщина, полагающаяся только на свои силы и разум. «Смилла и ее чувство снега» датского писателя Питера Хёга также стал мировым бестселлером и был экранизирован при активном участии голливудских компаний, но на десятилетие раньше. Североевропейская детективная литература создает в мировом культурном пространстве особый образ героя-одиночки: женщины-детектива, способной на равных противостоять ее маскулизированным конкурентам. Но североевропейский менталитет хотя и остается жестко приверженным правам человека, всё же не пытается протащить философию феминизма через эти образы. Герои Хёга и Ларссона такие же глубоко ранимые люди, которые остро нуждаются в обычном понимании и участии. Но только в случае опасности их спонтанной реакцией становится не попытка прыгнуть в сторону, а мрачная решимость устремиться на устранение потенциальной угрозы. И если образ женщины-детектива-любителя у Хёга был ярким, но пробным шаром, то вершиной этого жанре, безусловно, стал образ Лисбет Саландер.

Сергей Максимов

Просмотров: 492