В каких условиях содержатся несовершеннолетние правонарушители?

В рамках социально значимого проекта «Общественный контроль и социально правовая поддержка несовершеннолетних правонарушителей…», специалисты по общественному контролю 4-х НКО и Общественной наблюдательной комиссии за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Пермского края с начала года посетили уже 14 мест принудительного содержания.

При исследовании условий содержания несовершеннолетних в ИВС члены проектной группы пришли к мнению, что несовершеннолетние находятся в условиях даже более жестких, чем взрослые. Это выражается в длительном одиночном содержании, и в возможных его последствиях связанных с сенсорным голоданием. Персонал учреждения не имеет представления об особенностях содержания категории несовершеннолетних граждан, не знает требований международных и национальных стандартов, направленных на улучшение условий содержания, питания, развитие среды (социально-психологические, образовательные, физические аспекты), не обучен приемам воспитательной работы с несовершеннолетними. В целом, спецучреждения технически не готовы к внедрению национальных стандартов обеспечивающих права несовершеннолетних.

Члены проектной группы отметили в целом неплохие материально-бытовые и образовательные условия в Очерской спецшколе. Вместе с тем отмечены ненормальность в отношениях воспитанников (подчиненность младших старшим, агрессия, «воровские традиции», дискриминация), наличие детей с неустойчивой психикой и психическими расстройствами, недостатки надзора (частые побеги, отсутствие реакции учредителя и правоохранительных органов на факты физической расправы), ненадлежащая воспитательная среда (сговор педагогического коллектива со старшими воспитанниками для поддержания дисциплины).

Кроме того, члены проектной группы также сходятся во мнении, что в следственных изоляторах Пермского края созданы неплохие материально-бытовые условия для несовершеннолетних в СИЗО 2,4,5. Это, прежде всего, касается условий в камерах, питания, прогулок, частично воспитательной работы. Вместе с тем, однако, отмечаются и недостатки: процесс обучения методически не приспособлен к условиям лишения свободы (в СИЗО-5 для несовершеннолетних преподаватели могут проводить только по два занятия, пользоваться примитивными пособиями, отсутствует техническая возможность для дистанционного обучения); по разному поставлен воспитательный процесс, что приводит к наложению дисциплинарных взысканий на подростков в некоторых изоляторах; до сих пор имеют место случаи изнасилования («опускания») подростков; встречаются случаи назначения наказания несовершеннолетним по приговору суда в виде двух месяцев лишения свободы, что в свою очередь порождает сомнение в обоснованности меры пресечения; отсутствуют специально оборудованные камеры для содержания матерей с младенцами в СИЗО-4.

Интересный опыт реабилитации воспитанников и взаимодействия с краевыми ведомствами и органами местного самоуправления накапливается в Пермской воспитательной колонии. Члены проектной группы увидели при этом риски в снижении потенциала учреждения в результате проведения ведомственной реформы.

В ходе посещения мест принудительного содержания несовершеннолетних члены проектной группы столкнулись с разными практиками в организации деятельности УИН, связанные с взаимодействиями с другими ведомствами. На местах существует неясность исполнения наказания в виде обязательных и исправительных работ (законодательно не обеспечена норма о трудоустройстве таких осужденных на предприятиях), в личных делах осужденных несовершеннолетних отсутствуют индивидуальные программы реабилитации, утвержденные КДН и ЗП, которые должны в обязательном порядке рассылаться всем субъектам системы.

Таким образом, уже сегодня можно говорить о невыполнении национальных и международных стандартов обращения с несовершеннолетними в местах принудительного содержания, об отсутствии межведомственного взаимодействия в вопросах реабилитации и социализации несовершеннолетних, о существовании разных методических подходов и систем в обращении с несовершеннолетними, что предопределяет малую эффективность государственных институтов. Что, скорее всего, отражается и на росте преступности, в том числе повторной (по итогам 2013 года преступность среди несовершеннолетних в Пермском крае выросла на 6%).

(по материалам отчета по проекту за период с 10.10.2013 по 31.03. 2014)

Просмотров: 710